| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О государственной регистрации прав собственности на линейные сооружения, а также земельные участки, занятые многоквартирными домами.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 28 января 2011 г. N Д23-299

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросам государственной регистрации прав собственности на линейные сооружения, а также земельные участки, занятые многоквартирными домами, и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации.

Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.

Документом, удостоверяющим выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации, является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (ч. 1 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).

При этом согласно ч. 3 ст. 55 Кодекса разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается в том числе на основании правоустанавливающих документов на земельный участок.

Вместе с тем ст. 25.3 Закона о регистрации установлен специальный порядок государственной регистрации права собственности на создаваемые или созданные объекты недвижимого имущества, для строительства, реконструкции которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство. Основаниями для государственной регистрации прав на указанный объект недвижимого имущества являются декларация об объекте недвижимого имущества, а также правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества (представление правоустанавливающего документа на земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке).

Таким образом, государственная регистрация прав собственности на созданные линейные сооружения на основании ст. ст. 25 и 25.3 Закона о регистрации, а также признание права собственности на самовольную постройку в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) могут быть осуществлены только при наличии правоустанавливающих документов на земельный участок.

Кроме того, право собственности на созданные без необходимых разрешительных документов линейные сооружения может быть признано в судебном порядке в силу приобретательной давности в соответствии со ст. 234 ГК.

Дополнительно сообщаем, что Минэкономразвития России разработан и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов", которым, в частности, предусматривается:

- возможность осуществления строительства, ремонта, реконструкции, эксплуатации, консервации и ликвидации сооружений, являющихся собственностью обладателя публичного сервитута;

- осуществление работ на условиях сервитута без изменения категории земельного участка и его разрешенного использования;

- возможность получения разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на основании документа, подтверждающего установление публичного сервитута, наряду с иными предусмотренными Кодексом требованиями;

- установление публичного сервитута без осуществления процедуры образования земельных участков и проведения связанных с этим кадастровых работ;

- внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о границах действия публичного сервитута как сведений о зоне с особыми условиями использования территории, предоставляемых принявшим решение об установлении сервитута органом государственной власти или органом местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия;

- исключение требования о государственной регистрации публичного сервитута в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

По вопросу государственной регистрации прав на земельные участки, занятые многоквартирными домами, отмечаем следующее.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав данного дома объекты недвижимого имущества, сформированный до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Данный подход подтвержден Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова" (далее - Постановление КС РФ).

Кроме того, Постановлением КС РФ ч. 3 ст. 16 Закона N 189-ФЗ признана не соответствующей Конституции Российской Федерации (ст. ст. 19 (ч. 1), 35 (ч. 1 и 2) и 36) в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

При этом согласно Постановлению КС РФ до внесения в федеральное законодательство соответствующих изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Дополнительно сообщаем, что в настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 455471-5 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости", направленный на реализацию Постановления КС РФ.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

28.01.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017