| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О порядке определения стоимости выкупаемых ценных бумаг, в частности акций, а также о возможности обжалования результатов определения данной стоимости.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 13 апреля 2011 г. N Д06-2009

 

Департамент корпоративного управления Министерства экономического развития Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение и сообщает.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства, за исключением актов, утвержденных Минэкономразвития России. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

В соответствии с п. 4 ст. 84.8 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон N 208-ФЗ) выкуп ценных бумаг осуществляется по цене не ниже рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг, которая должна быть определена независимым оценщиком.

В случае если владелец ценных бумаг не согласен с ценой выкупаемых ценных бумаг, он вправе обратиться в арбитражный суд с иском о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня, когда такой владелец ценных бумаг узнал о списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг. При этом предъявление владельцем ценных бумаг указанного иска в арбитражный суд не является основанием для приостановления выкупа ценных бумаг или признания его недействительным.

Дополнительно отмечаем, что, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 713-О-П, взаимосвязанные положения ст. 84.8 Закона N 208-ФЗ и ч. 5 ст. 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 7-ФЗ) предполагают, что принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров осуществляется в надлежащей юридической процедуре, с соблюдением требований законодательства на каждом из необходимых ее этапов, в разумные сроки и при обеспечении эффективного судебного контроля - в целях защиты прав миноритарных акционеров как слабой стороны в корпоративных отношениях, чем обусловливается обязательность исследования судами, рассматривающими дела об оспаривании решений, касающихся принудительного выкупа акций или возникновения права на него, а также о возмещении убытков, причиненных в связи с ненадлежащим определением цены выкупаемых акций, всех обстоятельств, которые могут свидетельствовать о существенном нарушении требований законодательства или о злоупотреблении правами и тем самым влиять на установление справедливой цены за выкупаемые акции.

Статьей 7 Закона N 7-ФЗ предусмотрен особый порядок обязательного выкупа акций лицом, которое по состоянию на 1 июля 2006 г. являлось владельцем более чем 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса, с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.

Законодатель не только установил обязательный характер привлечения независимого оценщика для определения стоимости таких ценных бумаг и подтверждения этой стоимости саморегулируемой организацией оценщиков при определении цены выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных ст. 7 Закона N 7-ФЗ, но и указал на ряд требований, предъявляемых по отношению к цене выкупаемых ценных бумаг.

Так, согласно ч. 6 ст. 7 Закона N 7-ФЗ указанная цена не может быть ниже:

1) наибольшей цены, по которой лицо или его аффилированные лица приобрели либо обязались приобрести соответствующие ценные бумаги в течение шести месяцев, предшествующих дате направления требования о выкупе ценных бумаг;

2) средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов организаторов торговли на рынке ценных бумаг за шесть месяцев, предшествующих дате направления требования о выкупе ценных бумаг;

3) стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной саморегулируемой организацией оценщиков при проведении экспертизы такого отчета. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции или иной ценной бумаги.

В целях реализации указанного положения Приказом Минэкономразвития России от 29.09.2006 N 303 утверждено Положение о порядке проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, требованиях и порядке выбора саморегулируемой организации оценщиков, осуществляющей проведение экспертизы (далее - Положение).

На основании изложенного, по мнению Департамента, а также учитывая то, что в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 7 Закона N 7-ФЗ, стоимость, определенная независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг, должна быть подтверждена заключением саморегулируемой организации оценщиков, подготовленным в соответствии с требованиями Положения, лицо, чье право нарушено, вправе обратиться в суд в соответствии со ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 33 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 84.8 Закона N 208-ФЗ при наличии оснований о нарушении его прав и законных интересов при осуществлении выкупа акций.

 

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

13.04.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018