Вопрос: О
представлении гражданами или юридическими лицами вместе с заявлением о
приобретении прав на земельные участки необходимых документов, соответствующих
нормам действовавшего на момент подачи указанного заявления законодательства,
для подтверждения исключительного права на приватизацию земельного участка,
находящегося в государственной или муниципальной собственности; об определении
стоимости кадастровых работ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 апреля 2011 г. N Д23-1783
Департамент недвижимости
Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений
Приказа Минэкономразвития России от 29.11.2010 N 584 "О внесении изменений
в перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный
участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и
на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденный Приказом
Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370" (далее - Приказ N
584) и в рамках своей компетенции сообщает.
Приказом N 584 внесены изменения в п. 6
Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный
участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и
на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденного Приказом
Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень), в соответствии
с которым к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который
находится в государственной или муниципальной собственности и на котором
расположены здания, строения, сооружения, прилагается выданный не позднее чем
за три месяца до дня подачи заявления кадастровый паспорт земельного участка, в
котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами
недвижимости.
Согласно ч. 4 ст. 14 Федерального закона
от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"
(далее - Закон о кадастре) кадастровый паспорт объекта недвижимости
представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую
уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида
объекта недвижимости иные предусмотренные Законом о кадастре сведения об
объекте недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона о
кадастре в состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте
недвижимости вносится в том числе описание местоположения объекта недвижимости
на земельном участке, если объектом недвижимости является здание, сооружение
или объект незавершенного строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного
кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) исключительное право на
приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных
участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют
граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений,
расположенных на таких земельных участках, если иное не установлено
федеральными законами. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими
лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом,
федеральными законами.
Описание в кадастровом паспорте
земельного участка всех его частей, занятых объектами недвижимости, позволяет
органам местного самоуправления выявить наличие (отсутствие) расположенных на
образуемом земельном участке всех зданий, строений, сооружений, находящихся в
пользовании третьих лиц. Таким образом, отсутствие на испрашиваемом земельном
участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих иным правообладателям,
позволяет подтвердить наличие исключительного права заявителя на приватизацию
соответствующего земельного участка.
Вместе с тем в ряде случаев граждане или
юридические лица обращались в уполномоченный орган государственной власти или
орган местного самоуправления с заявлениями о приобретении прав на земельный
участок до 11 января 2011 г., то есть до вступления в силу Приказа N 584. При
этом к заявлению они прилагали документы, предусмотренные Перечнем в
действующей на тот момент редакции Приказа Минэкономразвития России от
20.07.2009 N 282.
В связи с изложенным для принятия
уполномоченными органами соответствующего решения Департамент недвижимости
полагает достаточным предоставление гражданами или юридическими лицами вместе с
заявлением о приобретении прав на земельные участки документов, соответствующих
нормам действовавшего на тот момент законодательства.
По вопросу взимания "платы за
внесение изменений в кадастр" полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии со ст. 35 Закона о
кадастре кадастровые работы выполняются кадастровым инженером на основании
заключаемого в соответствии с требованиями гражданского законодательства и
Закона о кадастре договора подряда на выполнение кадастровых работ. Цена
подлежащих выполнению кадастровых работ определяется сторонами договора подряда
на выполнение кадастровых работ путем составления твердой сметы. Смета
приобретает силу и становится частью договора подряда на выполнение кадастровых
работ с момента подтверждения ее заказчиком кадастровых работ (ч. 4 ст. 36
Закона о кадастре).
Согласно ч. 3 ст. 47 Закона о кадастре на
период до 1 марта 2015 г. предельные максимальные цены (тарифы, расценки,
ставки и тому подобное) кадастровых работ в зависимости от видов объектов
недвижимости, иных имеющих существенное значение критериев могут
устанавливаться субъектами Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет
земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом о кадастре,
на безвозмездной основе.
Заместитель директора
Департамента недвижимости
М.В.БОЧАРОВ
28.04.2011