| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об осуществлении процедуры медиации в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 мая 2011 г. N Д06-2472

 

Департамент корпоративного управления (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон N 193-ФЗ), и сообщает.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. По вопросу системы налогообложения медиатора, осуществляющего самостоятельную деятельность, а также порядка уплаты взносов на обязательное социальное страхование

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой деятельности, является Минфин России.

В связи с чем по вопросам системы налогообложения медиатора, осуществляющего самостоятельную деятельность, а также порядка уплаты взносов на обязательное социальное страхование необходимо обращаться в Минфин России.

2. По вопросу возможности осуществления саморегулируемой организацией (далее - СРО) медиаторов деятельности по обеспечению проведения процедуры медиации

Возможность создания СРО медиаторов предусмотрена Законом N 193-ФЗ. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона N 193-ФЗ СРО медиаторов могут создаваться в целях разработки и установления стандартов и правил профессиональной деятельности медиаторов, а также порядка осуществления контроля за соблюдением требований указанных стандартов и правил медиаторами, осуществляющими деятельность на профессиональной основе, и (или) организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

В свою очередь, следует отметить, что помимо норм специального Закона, регламентирующих порядок создания, деятельности СРО медиаторов, а также устанавливающих права, обязанности и функции СРО медиаторов, к СРО медиаторов применяются нормы Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее - Закон N 315-ФЗ).

Согласно ч. 6 ст. 6 Закона N 315-ФЗ СРО не вправе осуществлять деятельность и совершать действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создающие угрозу возникновения такого конфликта.

Учитывая цели создания СРО медиаторов, указанные в ч. 1 ст. 18 Закона N 193-ФЗ, деятельность СРО медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации может, по мнению Департамента, повлечь возникновение конфликта интересов СРО и интересов ее членов или создать угрозу возникновения такого конфликта.

3. По вопросу организационно-правовой формы организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации

Отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых правоотношений и семейных правоотношений, регламентируются Законом N 193-ФЗ.

В свою очередь, Закон N 193-ФЗ не регламентирует порядок создания организаций, обеспечивающих проведение процедуры медиации. В связи с чем, по мнению Департамента, лица, желающие создать организацию в целях обеспечения проведения процедуры медиации, должны руководствоваться Гражданским кодексом Российской Федерации.

4. По вопросу классификации деятельности медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации, по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности

По мнению Департамента, деятельность медиатора и организации, обеспечивающей проведение процедуры медиации, соответствует в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 коду 74.14 "Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления" в подклассе 74.1 "Деятельность в области права, бухгалтерского учета и аудита; консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления предприятием". Указанная группировка включает предоставление услуг по рассмотрению трудовых споров и примирению: содействие в досудебном разрешении трудовых споров или посредничество с целью примирения для урегулирования спорных вопросов между работниками и руководителями, между юридическими лицами или между физическими лицами.

5. По вопросу установления дополнительных требований к медиатору

Требования к медиаторам установлены в ст. ст. 15 и 16 Закона N 193-ФЗ. Вместе с тем ч. 7 ст. 15 Закона N 193-ФЗ предусмотрено, что соглашением сторон или правилами проведения процедуры медиации, утвержденными организацией, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, могут устанавливаться дополнительные требования к медиатору, в том числе к медиатору, осуществляющему свою деятельность на профессиональной основе.

По мнению Департамента, такие дополнительные требования не могут противоречить требованиям, установленным Законом N 193-ФЗ.

6. По вопросу применения п. 3 ч. 6 ст. 15 Закона N 193-ФЗ в части родственных отношений

Определение "родственные отношения" в законодательстве Российской Федерации отсутствует.

В свою очередь, следует отметить, что данный вопрос регламентируется Семейным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с ст. 2 Семейного кодекса Российской Федерации семейное законодательство в том числе регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, по мнению Департамента, при применении п. 3 ч. 6 ст. 15 Закона N 193-ФЗ в части родственных отношений необходимо руководствоваться Семейным кодексом Российской Федерации.

7. По вопросу заключения и исполнения медиативного соглашения

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение подлежит исполнению на основе принципов добровольности и добросовестности сторон.

Согласно ч. 4 ст. 12 Закона N 193-ФЗ медиативное соглашение по возникшему из гражданских правоотношений спору, достигнутое сторонами в результате процедуры медиации, проведенной без передачи спора на рассмотрение суда или третейского суда, представляет собой гражданско-правовую сделку, направленную на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей сторон. К такой сделке могут применяться правила гражданского законодательства об отступном, о новации, о прощении долга, о зачете встречного однородного требования, о возмещении вреда. Защита прав, нарушенных в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения такого медиативного соглашения, осуществляется способами, предусмотренными гражданским законодательством.

8. По вопросу, является ли отсутствие судимости обязательным требованием для осуществления деятельности медиатора на профессиональной основе

Общие требования к медиаторам установлены в ст. 15 Закона N 193-ФЗ.

Так, согласно ч. 2 указанной статьи осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным ст. 16 Закона N 193-ФЗ.

По мнению Департамента, требования к медиаторам, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, установленные ст. 16 Закона N 193-ФЗ, являются дополнительными к требованиям, установленным ст. 15 Закона N 193-ФЗ, к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе.

9. По вопросу возможности осуществления деятельности медиатора на профессиональной основе лицами, прошедшими обучение по программе "Медиация в судебной деятельности" (УрГЮА), а также лицами, имеющими статус члена Королевского института арбитров (Лондон)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2010 N 969 Министерство образования и науки Российской Федерации уполномочено на утверждение программы подготовки медиаторов.

В связи с чем по вопросу возможности осуществления деятельности медиатора на профессиональной основе лицами, прошедшими обучение по программе "Медиация в судебной деятельности" (УрГЮА), а также лицами, имеющими статус члена Королевского института арбитров (Лондон), необходимо обращаться в Минобрнауки России.

 

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

12.05.2011

 

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018