| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об удовлетворении требований по уплате НДФЛ и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при недостаточности имеющихся у должника денежных средств для удовлетворения всех требований по текущим платежам в ходе конкурсного производства; об обязанности должника уплатить НДС в связи с реализацией его имущества в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ; о возможности продажи имущества должника - сельскохозяйственного предприятия по частям.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 23 мая 2011 г. N Д06-2595

 

Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам несостоятельности (банкротства) и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. Министерство не уполномочено давать разъяснения нормативных правовых актов.

В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по вопросам, изложенным в обращении, не являющееся обязательным для правоприменения.

1. По вопросу об удовлетворении требований по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при недостаточности имеющихся у должника денежных средств для удовлетворения всех требований по текущим платежам в ходе конкурсного производства

В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

При этом в соответствии со ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить непосредственно из доходов налогоплательщика сумму налога установлена для российских организаций, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) к плательщикам страховых взносов относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, а также иные индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

При этом объектом обложения страховыми взносами в соответствии со ст. 7 Закона N 212-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.

Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) конкурсный управляющий должен производить удержания, предусмотренные законодательством (алименты, подоходный налог, профсоюзные и страховые взносы и другие), и платежи, возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом, при оплате труда работников должника, продолжающих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства, а также принятых на работу в ходе конкурсного производства.

Таким образом, поскольку в данном случае должник не является налогоплательщиком, а является соответственно налоговым агентом или плательщиком страховых взносов, а также учитывая, что объектом налогообложения являются суммы соответствующих выплат кредиторам, Департамент полагает, что текущие требования по уплате налога на доходы физических лиц и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование подлежат удовлетворению должником из суммы выплат и иных вознаграждений одновременно с осуществлением соответствующей выплаты.

Данные выводы соответствуют также позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанной в п. п. 10 и 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25.

При этом такие текущие требования, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности в соответствии с положением абз. 6 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве.

2. По вопросу об обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в связи с реализацией имущества должника в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве

В соответствии с п. 4 ст. 161 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации на территории Российской Федерации имущества, реализуемого по решению суда (в том числе при проведении процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации), налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества, определяемой с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

По мнению Департамента, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость возникает с учетом положений ст. 17, п. 2 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации со дня возникновения соответствующей налоговой базы, то есть при реализации имущества должника.

Таким образом, требования по уплате налога на добавленную стоимость от реализации имущества должника, в соответствии со ст. 5 Закона о банкротстве, относятся к текущим платежам.

По мнению Департамента, такие требования кредиторов по текущим платежам, в соответствии с п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве, удовлетворяются за соответствующий налоговый период в четвертую очередь.

3. По вопросу о возможности продажи имущества должника - сельскохозяйственного предприятия по частям

По мнению Департамента, имущество должника - сельскохозяйственного предприятия может быть реализовано в порядке, предусмотренном ст. ст. 110, 111 и 139 Закона о банкротстве, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 179 Закона о банкротстве.

При этом п. 1 ст. 179 Закона о банкротстве содержит положение, в соответствии с которым при продаже имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации арбитражный управляющий должен выставить на продажу на торгах предприятие должника. Продажа предприятия должника осуществляется в порядке, установленном п. п. 4 - 19 ст. 110 Закона о банкротстве. В случае если предприятие должника не было продано на торгах, продажа имущества должника осуществляется в соответствии со ст. 111 Закона о банкротстве, то есть по частям.

С учетом изложенного Департамент полагает, что имущество должника - сельскохозяйственного предприятия может быть продано по частям только в случае, если предприятие не было продано целиком как имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности, в порядке, предусмотренном п. п. 4 - 19 ст. 110 Закона о банкротстве.

 

Заместитель директора Департамента

корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

23.05.2011

 

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018