| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об отсутствии оснований для государственной регистрации решений уполномоченного органа власти об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд в случае, если права на изымаемые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26 мая 2011 г. N Д23-2241

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу государственной регистрации решений уполномоченного органа власти об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд в случае, если права на изымаемые земельные участки и расположенные на них объекты недвижимости не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), и сообщает следующее.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации и практики его применения.

Вместе с тем по затронутому в обращении вопросу полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд (далее - решение об изъятии) подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 ГК, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.

Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

При этом исходя из положений ст. 1 Закона о регистрации под ограничением (обременением) понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества.

В силу положений ст. 280 ГК собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке с момента государственной регистрации решения об изъятии до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе земельного участка.

Таким образом, правовым последствием принятия решения об изъятии является возникновение ограничения (обременения) прав собственности либо иных вещных прав правообладателя на земельный участок.

В соответствии со ст. 12 Закона о регистрации записи об ограничениях (обременениях) права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество вносятся в подраздел III раздела ЕГРП, открытого на объект недвижимости.

При этом согласно п. 6 ст. 12 Закона о регистрации раздел ЕГРП открывается при начале регистрации прав на объект недвижимого имущества и идентифицируется кадастровым или условным номером данного объекта.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона о регистрации государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в ЕГРП.

Также необходимо отметить, что согласно складывающейся судебной практике (в частности, Постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.04.2011 N КГ-А40/1375-11, от 06.04.2011 N КГ-А41/2354-11) государственной регистрации подлежит ограничение (обременение) прав на земельные участки, возникшее на основании акта органа государственной власти. При этом указанное ограничение (обременение) может быть зарегистрировано только при наличии в ЕГРП записи о регистрации земельного участка.

Учитывая изложенное, по мнению Департамента, государственной регистрации подлежит не само решение об изъятии, а ограничение (обременение) соответствующего земельного участка. Государственная регистрация ограничения (обременения) прав собственности либо иных вещных прав на земельный участок, возникающих на основании решения об изъятии, может быть осуществлена при наличии в ЕГРП записи о государственной регистрации прав на соответствующий земельный участок.

 

Директор

Департамента недвижимости

А.И.ИВАКИН

26.05.2011

 

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018