| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О некоторых вопросах, связанных с организацией работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках государственной кадастровой оценки.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 27 мая 2011 г. N Д06-2712

 

Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам организации работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости и сообщает следующее.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. Относительно понятия "единый объект недвижимости" и разработки нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение работ по определению кадастровой стоимости единых объектов недвижимости

Статьей 24.13 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) установлено, что государственная кадастровая оценка проводится исключительно в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости. В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) видами объектов недвижимости, подлежащими отражению в государственном кадастре недвижимости, являются земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.

Обращаем внимание, что на текущий момент соответствующим законодательством Российской Федерации не установлено понятие "единый объект недвижимости".

На основании изложенного, по мнению Департамента, разработка нормативно-правовых актов, предложенных в обращении, на текущий момент не представляется возможной.

2. Относительно установления требований к проведению оценки для целей определения кадастровой стоимости объектов недвижимости

В соответствии со ст. 15 Федерального закона N 135-ФЗ в обязанности оценщика входит соблюдение в том числе требований Федерального закона N 135-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков (далее - стандарты и правила оценочной деятельности), членом которой является такой оценщик.

Кроме того, в соответствии со ст. 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случаев определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке.

В свою очередь, Федеральный стандарт оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 (далее - ФСО N 4), является обязательным к применению при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости (п. 2 ФСО N 4) и содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости (п. 1 ФСО N 4), в том числе дополнительные требования и (или) процедуры к проведению соответствующей оценки по отношению к требованиям и (или) процедурам, установленным иными федеральными стандартами оценки (п. 2 ФСО N 4).

Таким образом, требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости, которыми должен руководствоваться оценщик, не ограничиваются исключительно требованиями федеральных стандартов оценки.

3. В отношении понятий "государственная кадастровая оценка", "государственный кадастр недвижимости", "отчет об определении кадастровой стоимости"

Понятие "государственная кадастровая оценка" установлено ст. 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ.

Понятие "государственный кадастр недвижимости" установлено п. 2 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ.

Таким образом, действующим законодательством установлены понятия "государственная кадастровая оценка", "государственный кадастр недвижимости" и дублирование их в ФСО N 4, по мнению Департамента, является излишним.

Дополнительно отмечаем, что на текущий момент Министерством ведется работа по согласованию приказа Минэкономразвития России "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости".

4. В отношении установления требований к составлению договора (контракта) на проведение оценки с целью определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и задания на проведение такой оценки

В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ заказчиком работ по определению кадастровой стоимости является орган, принявший решение о проведении государственной кадастровой оценки. При этом государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) до 1 января 2013 г. полномочия по принятию решения о проведении государственной кадастровой оценки и полномочия заказчика работ по определению кадастровой стоимости, за исключением полномочий, установленных ст. ст. 24.17 и 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ, также реализует орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке (Росреестр).

Таким образом, в соответствии с положениями Федеральных законов N N 167-ФЗ и 135-ФЗ заказчиками работ по определению кадастровой стоимости в период до 1 января 2013 г. могут выступать как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, так и Росреестр.

В свою очередь, в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее - размещение заказов) применяется Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ).

Частью 5 ст. 22 и ч. 5 ст. 34 Федерального закона N 94-ФЗ установлено, что при размещении заказов путем проведения конкурса и аукциона к конкурсной документации и документации об аукционе должен быть приложен проекта контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации и документации об аукционе соответственно.

При этом следует отметить, что согласно ст. 2 Федерального закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Федерального закона N 94-ФЗ, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. При этом нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать Федеральному закону N 94-ФЗ.

Правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей определены Федеральным законом N 135-ФЗ.

Так, ст. 10 Федерального закона N 135-ФЗ установлены обязательные требования к договору на проведение оценки.

Кроме того, в соответствии с п. 16 Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 256 (далее - ФСО N 1), проведение оценки включает в том числе заключение договора на проведение оценки, включающего задание на оценку. Пункт 17 ФСО N 1 содержит обязательные требования к содержанию задания на проведение оценки.

Таким образом, по мнению Департамента, действующее законодательство содержит требования к составлению договора и задания на проведение оценки, в том числе кадастровой.

5. В отношении создания единой системы обработки информационных данных для целей осуществления работ по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости

В соответствии с положениями ФСО N 4 оценщик в ходе определения кадастровой стоимости объектов недвижимости осуществляет сбор достаточной и достоверной рыночной информации об объектах недвижимости. При построении модели оценки оценщик использует ценовую информацию, соответствующую сложившемуся на дату проведения оценки уровню рыночных цен.

В случае недостаточности рыночной информации для построения модели оценки проводится оценка рыночной стоимости, определяемой индивидуально для конкретного объекта недвижимости.

Кроме того, в соответствии с п. 14 ФСО N 4 при определении кадастровой стоимости оценщик использует данные, включенные в фонд данных государственной кадастровой оценки, а также государственный кадастр недвижимости, фонд данных землеустроительной документации, фонды данных и базы данных, имеющиеся в распоряжении организаций и учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных образований. Допускается использование информации из иных источников, содержащих сведения доказательного значения.

Важно отметить, что в соответствии с п. 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности.

Обращаем внимание, что действующим законодательством не установлено иных требований к информации, используемой при определении кадастровой стоимости объектов недвижимости, и источникам ее получения.

6. Относительно установления функций, обязанностей и ответственности оценщиков при проведении государственной кадастровой оценки и функций, обязанностей и ответственности кадастровых инженеров

В соответствии со ст. 24.11 Федерального закона N 135-ФЗ под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в том числе формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости, заключение с ним договора на проведение оценки, последующее определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.

В соответствии со ст. 24.13 Федерального закона N 135-ФЗ перечень объектов недвижимости для целей проведения государственной кадастровой оценки формируется Росреестром.

При формировании такого перечня объектов недвижимости указываются количественные и качественные характеристики объектов недвижимости, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки и содержащиеся в государственном кадастре недвижимости, а также в иных фондах данных, базах данных и документах, имеющихся в распоряжении Росреестра.

Как указано выше, определение кадастровой стоимости, в соответствии со ст. 24.15 Федерального закона N 135-ФЗ, осуществляется оценщиками (субъектами оценочной деятельности), за исключением случаев определения кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик в период между проведением работ по государственной кадастровой оценке.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона N 135-ФЗ субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона N 135-ФЗ (оценщики).

В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 135-ФЗ под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности (оценщиков), направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Обязанности оценщика и его имущественная ответственность установлены соответственно ст. ст. 15 и 24.6 Федерального закона N 135-ФЗ.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлено, что оценщиком осуществляется деятельность, направленная на определение, в частности, кадастровой стоимости.

Вместе с тем в соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Федеральным законом N 221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Федерального закона N 221-ФЗ под кадастровой деятельностью понимается выполнение управомоченным лицом (кадастровым инженером) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком недвижимом имуществе (кадастровые работы).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона N 221-ФЗ результатом кадастровых работ являются межевой план, технический план и акт обследования.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством кадастровым инженером обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе (кадастровые работы), результатом которой являются межевой план, технический план и акт обследования.

С учетом изложенного действующим законодательством не предусмотрено прямого участия кадастровых инженеров при проведении работ по государственной кадастровой оценке, в связи с чем, по мнению Департамента, не представляется целесообразным установление их функций, обязанностей и ответственности при осуществлении указанных работ.

 

Врио директора Департамента

инновационного развития

и корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

27.05.2011

 

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018