| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об отнесении к линейным объектам сетей инженерно-технического обеспечения, необходимых для функционирования конкретного объекта капитального строительства; об отсутствии необходимости в разработке проекта планировки территории и проекта межевания территории, в случае если разрешение на строительство линейного объекта выдано до вступления в силу Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ; о невозможности использования материалов, входящих в состав генерального плана городского округа, в качестве документа, определяющего место размещения линейных объектов; о предоставлении земельных участков под строительство линейных объектов.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 16 июня 2011 г. N Д23-2578

 

Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел письмо администрации города о применении Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов территориального планирования" (далее - Закон N 41-ФЗ) и в пределах компетенции сообщает, что большинство поставленных в указанном письме вопросов, в соответствии с Положением о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2005 N 40, относится к компетенции Минрегиона России.

Вместе с тем по поставленным в письме вопросам считаем возможным сообщить следующее.

1. По вопросу, являются ли сети инженерно-технического обеспечения, необходимые для функционирования конкретного объекта капитального строительства (внутриквартальные подводящие сети), линейными объектами и требуются ли предоставление земельных участков для их строительства, получение разрешения на строительство и разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории относительно данных сетей

На основании п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами.

Согласно п. 2 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", сети инженерно-технического обеспечения представляют собой совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.

С учетом того что сети инженерно-технического обеспечения являются прежде всего системой трубопроводов, предназначенных для таких целей, как тепло-, газо-, водоснабжение, то, по мнению Департамента недвижимости, указанные сети возможно отнести к линейным объектам.

2. По вопросу, является ли разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории необходимой в случае, если разрешение на строительство линейного объекта выдано до вступления в силу Закона N 41-ФЗ

В настоящее время согласно п. 2 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса в редакции Закона N 41-ФЗ для выдачи разрешения на строительство линейного объекта требуются проект планировки территории и проект межевания территории.

В соответствии с пп. "в" п. 3 ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса при подаче заявления о выдаче разрешения на строительство требуется в том числе схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам. Наличие указанной схемы планировочной организации земельного участка предусматривалось также в Градостроительном кодексе до вступления в силу Закона N 41-ФЗ.

Если разрешение на строительство линейных объектов было выдано до вступления в силу Закона N 41-ФЗ, то наличие проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется.

3. По вопросу, могут ли материалы, входящие в состав генерального плана городского округа, рассматриваться в качестве документа, определяющего место размещения магистральных сетей, автодорог и других линейных объектов

В соответствии с п. 2 ст. 1 Градостроительного кодекса территориальное планирование представляет собой планирование развития территорий, в том числе для определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

В документах территориального планирования определено назначение территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В свою очередь, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. На основании ч. 6 ст. 45 Градостроительного кодекса проект планировки территории составляется с учетом требований генерального плана.

Соответственно, именно проект планировки территории определяет в конечном счете местоположение линейного объекта.

Таким образом, документы территориального планирования и документация по планировке территории не являются взаимозаменяемыми документами. При этом проект планировки территории может быть составлен и в отношении так называемой "сложившейся" застройки.

4. По вопросу предоставления земельных участков под строительство линейных объектов, проходящих по земельным участкам, находящимся в разных формах собственности (частная, федеральная и др.), и территориям, права на которые не оформлены в установленном порядке

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).

Размещение линейного объекта на земельном участке, находящемся в частной собственности, для строительства линейного объекта возможно осуществить на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) (ст. 274 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Кроме того, земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят для муниципальных нужд по основаниям, установленным ст. 49 Земельного кодекса.

В настоящее время Минэкономразвития России разработан проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием нормативно-правового регулирования сервитутов" (далее - законопроект), которым предусматривается комплексное правовое регулирование сервитутов.

Принципиальным нововведением является возможность установления публичных сервитутов в отношении земельных участков для размещения линий связи и электропередач, трубопроводов и других линейных сооружений. Вводится возможность не только эксплуатации и ремонта существующих линейных объектов, но и строительства новых линейных объектов на условиях публичного сервитута.

Законопроект расширяет круг лиц, с которыми могут быть заключены соглашения об установлении сервитута. Заинтересованное лицо может требовать установления сервитута не только у собственника земельного участка, но и у лица, которому земельный участок предоставлен во владение или пользование.

Также законопроектом предусматривается определение условий установления публичного сервитута, оснований для отказа в его установлении, уточняются основания для прекращения сервитутов.

Предлагаемые законопроектом нововведения позволят в том числе не образовывать земельные участки для целей установления публичного сервитута, в связи с чем не потребуется проведение связанных с этим кадастровых работ.

Кроме того, законопроектом предлагается:

- осуществлять работы на условиях публичного сервитута без изменения категории земельного участка и его разрешенного использования;

- установить четкий порядок определения платы за установление сервитута;

- установить возможность осуществления обладателем публичного сервитута любой деятельности, необходимой для достижения целей установленного сервитута, в том числе в установленных границах сервитута иметь свободный доступ на земельный участок, осуществлять строительство, ремонт, реконструкцию, эксплуатацию, консервацию и ликвидацию сооружений, являющихся собственностью обладателя сервитута, для использования которых установлен сервитут, осуществлять земляные работы, доставку техники, материалов и т.п.;

- осуществлять внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о публичном сервитуте в порядке информационного взаимодействия, при этом заявления со стороны линейных организаций о проведении государственного кадастрового учета не потребуется (сведения о границах действия публичного сервитута предоставляются принявшим решение о его установлении органом власти и вносятся в кадастр как сведения о зонах с особыми условиями использования территории).

Внесение изменений в Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" позволит собственникам линейных сооружений не переоформлять право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобретать земельные участки в собственность, а оформить свои права на условиях сервитута.

После согласования с заинтересованными органами исполнительной власти и получения заключения Минюста России законопроект будет внесен в Правительство Российской Федерации.

5. По вопросу о необходимости предоставления земельного участка под строительство линейного объекта, имеющего подземную и надземную части (путепровод, линия уличного освещения, надземный переход), сообщаем, что строительство объекта капитального строительства, в том числе линейного объекта, подразумевает наличие предоставленного и оформленного в установленном порядке права на земельный участок или его часть. В противном случае выдача разрешения на строительство не допускается. В связи с этим земельным и градостроительным законодательством предусмотрена необходимость предоставления земельного участка в том числе для строительства линейного объекта.

 

Заместитель директора

Департамента недвижимости

М.В.БОЧАРОВ

16.06.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018