| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О подтверждении организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, соответствия своих работников-медиаторов требованиям законодательства; о документах, подтверждающих соответствие медиатора требованиям законодательства; о минимальном количестве профессиональных медиаторов и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в некоммерческой организации с целью получения ею статуса СРО медиаторов; о возможности физического лица одновременно осуществлять деятельность профессионального медиатора и являться работником организации; о возможности работника организации (профессионального медиатора) являться членом СРО медиаторов, членом которой является организация-работодатель.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 8 августа 2011 г. N Д06-3852

 

Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам, возникающим при реализации Росреестром полномочий по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов, и сообщает.

Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.

1. По вопросу о количестве медиаторов - работников организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации на профессиональной и на непрофессиональной основах, и о необходимости подтверждения организациями, осуществляющими деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, соответствия своих работников-медиаторов требованиям, установленным Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)" (далее - Закон N 193-ФЗ)

Отношения, связанные с применением альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица - медиатора (процедуры медиации), регулируются Законом N 193-ФЗ.

Согласно ст. 2 Закона N 193-ФЗ организация, осуществляющая деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (далее - организация), - это юридическое лицо, одним из основных видов деятельности которого является деятельность по организации проведения процедуры медиации, а также осуществление иных предусмотренных Законом N 193-ФЗ действий.

В свою очередь, следует отметить, что Закон N 193-ФЗ не устанавливает требований в отношении работников организаций, в том числе не содержит требования о наличии в штате организации медиаторов.

Кроме того, Законом N 193-ФЗ не предусмотрена обязанность подтверждения организациями соответствия своих работников-медиаторов требованиям, установленным Законом N 193-ФЗ.

2. По вопросу, каким документом подтверждаются трудовые отношения медиатора, осуществляющего деятельность на профессиональной основе и (или) на непрофессиональной основе, с организацией

Общие требования к медиаторам установлены в ст. 15 Закона N 193-ФЗ.

Так, согласно ч. 2 указанной статьи осуществлять деятельность медиатора на непрофессиональной основе могут лица, достигшие возраста восемнадцати лет, обладающие полной дееспособностью и не имеющие судимости. Осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе могут лица, отвечающие требованиям, установленным ст. 16 Закона N 193-ФЗ.

В соответствии со ст. 16 Закона N 193-ФЗ осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе могут лица, достигшие возраста двадцати пяти лет, имеющие высшее профессиональное образование и прошедшие курс обучения по программе подготовки медиаторов, утвержденной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При этом, по мнению Департамента, требования к медиаторам, осуществляющим деятельность на профессиональной основе, установленные ст. 16 Закона N 193-ФЗ, являются дополнительными к требованиям, установленным ст. 15 Закона N 193-ФЗ к медиаторам, осуществляющим деятельность на непрофессиональной основе.

В свою очередь, ст. 16 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 65 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, предъявляет работодателю в том числе документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний.

Таким образом, с учетом анализа норм Закона N 193-ФЗ и Трудового кодекса Российской Федерации, по мнению Департамента, при заключении трудового договора с организацией-работодателем медиатор, осуществляющий деятельность на непрофессиональной основе, должен представить документы, подтверждающие его соответствие требованиям ст. 15 Закона N 193-ФЗ, а медиатор, осуществляющий деятельность на профессиональной основе, должен представить документы, подтверждающие его соответствие требованиям ст. ст. 15 и 16 Закона N 193-ФЗ.

Дополнительно считаем необходимым обратить внимание, что Законом N 193-ФЗ не предусмотрена обязанность организации подтверждать трудовые отношения с медиаторами.

3. По вопросу минимального количества медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и минимального количества юридических лиц, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, в некоммерческой организации с целью получения такой некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации (далее - СРО) медиаторов

Требования для включения некоммерческой организации в государственный реестр СРО медиаторов установлены ст. 18 Закона N 193-ФЗ.

Так, согласно п. 1 ч. 4 ст. 18 Закона N 193-ФЗ организация включается в государственный реестр СРО медиаторов при условии объединения в составе СРО медиаторов в качестве ее членов не менее ста физических лиц, осуществляющих деятельность медиаторов на профессиональной основе, и (или) не менее двадцати организаций.

4. По вопросу возможности физического лица одновременно осуществлять деятельность на профессиональной основе и являться работником (руководителем) организации

Требования к созданию и деятельности организаций, а также к органам управления таких организаций Закон N 193-ФЗ не содержит.

В свою очередь, порядок создания, деятельности и формирования органов управления юридических лиц регламентируется Гражданским кодексом Российской Федерации и специальными законами (в зависимости от организационно-правовой формы создаваемого юридического лица).

Согласно ч. 1 ст. 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

Порядок назначения и избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.

Таким образом, поскольку Закон N 193-ФЗ не регламентирует порядок формирования органов управления организаций, по мнению Департамента, вопрос о возможности физического лица одновременно осуществлять деятельность медиатора на профессиональной основе и являться работником (руководителем) организации должен решаться в соответствии с нормами специального закона (в зависимости от организационно-правовой формы такой организации), а также в соответствии с учредительными документами организации.

5. По вопросу, может ли работник организации, который согласно Закону N 193-ФЗ является профессиональным медиатором, являться членом СРО медиаторов, в которой в качестве члена уже состоит указанная организация-работодатель

В соответствии с Законом N 193-ФЗ субъектами в сфере альтернативной процедуры урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) являются как физические лица - медиаторы, так и юридические лица - организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.

Согласно ст. 18 Закона N 193-ФЗ членство в СРО медиаторов является добровольным.

Пунктом 1 ст. 19 Закона N 193-ФЗ установлено, что одними из основных функций СРО медиаторов являются разработка и установление условий членства медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и организаций в СРО медиаторов.

Таким образом, поскольку требования в отношении работников организаций Законом N 193-ФЗ не установлены, вопрос о членстве медиатора, состоящего в трудовых отношениях с организацией, являющейся членом СРО медиаторов, в этой же СРО медиаторов, по мнению Департамента, должен решаться на основании условий членства, разработанных такой СРО медиаторов.

 

Врио директора Департамента

инновационного развития

и корпоративного управления

Д.В.СКРИПИЧНИКОВ

08.08.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018