| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об отсутствии дополнительных условий и оснований для проведения аккредитации организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства, помимо установленных Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70; об отсутствии оснований для аккредитации юридического лица на осуществление деятельности по технической инвентаризации и государственному техническому учету объектов капитального строительства, не являющегося государственной или муниципальной организацией; о невозможности представления для государственной регистрации прав на соответствующие объекты капитального строительства кадастровых паспортов, выданных организациями (органами), не аккредитованными Росреестром, в том числе "частными" БТИ.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 30 сентября 2011 г. N 21448-ИМ/Д23

 

Минэкономразвития России рассмотрело обращение по вопросу представления позиции Минэкономразвития России по доводам, изложенным в обращении физлица, и в рамках своей компетенции сообщает.

1. По вопросу о дополнительных условиях и основаниях для проведения аккредитации, помимо установленных Положением об аккредитации Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 05.04.2005 N 70 (далее - Положение об аккредитации).

Исчерпывающий перечень требований, предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, а также порядок ее проведения установлены Положением об аккредитации.

Иные нормативные правовые акты, регулирующие аккредитацию организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства, отсутствуют.

2. По вопросу аккредитации юридического лица на осуществление деятельности по технической инвентаризации и государственному техническому учету объектов капитального строительства, не являющегося государственной или муниципальной организацией (далее - "частное" БТИ).

В соответствии с п. 2.1 Положения об аккредитации одним из требований, предъявляемых к организации для ее аккредитации на проведение государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, является требование о наличии у организации возможности ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию в соответствии с требованиями Постановлений Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда Российской Федерации" (далее - Постановление N 1301) и от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (далее - Постановление N 921), а также иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Пунктами 3, 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением N 1301, установлено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).

В соответствии с Положением о государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением N 921 (далее - Положение об учете), техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства (далее - ОТИ).

Согласно указанным нормативным правовым актам архивы БТИ и ОТИ относятся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являются федеральной собственностью, находящейся в пользовании субъектов Российской Федерации.

Кроме того, ч. 2 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что технические паспорта, оценочная и иная хранящаяся в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) являются федеральной собственностью.

В соответствии с п. 3.2 Положения об аккредитации к заявлению об аккредитации прилагается справка о ведении (описи) архива, в том числе учетно-технической, оценочной и правоустанавливающей документации, подтверждающая ведение или возможность ведения архива в соответствии с требованиями п. 2.1 Положения об аккредитации.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (далее - Закон N 125-ФЗ) документы Архивного фонда Российской Федерации, находящиеся в государственной собственности, хранятся постоянно в государственных архивах, музеях, библиотеках и организациях Российской Академии наук; временно - в государственных органах, государственных организациях, создаваемых ими архивах в течение установленных сроков, а также в муниципальных архивах в случае наделения органа местного самоуправления муниципального района или городского округа отдельными государственными полномочиями по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, относящихся к государственной собственности и находящихся на территории муниципального образования.

Согласно ч. 1 ст. 20 Закона N 125-ФЗ государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, в процессе деятельности которых образуются документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы, подлежащие приему на хранение в государственные и муниципальные архивы, выступают источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.

Частью 2 указанной статьи установлено, что государственные и муниципальные архивы составляют списки источников комплектования, передающих документы Архивного фонда Российской Федерации и другие архивные документы в эти архивы. Включение в указанные списки негосударственных организаций, а также граждан осуществляется на основании договора.

Из указанных норм следует, что круг организаций, в которых могут храниться архивные документы, относящиеся к государственной части Архивного фонда, а соответственно, и ведущих архивы таких документов, определен как государственные или муниципальные организации. В организациях иных организационно-правовых форм хранение архивных документов, относящихся к государственной части Архивного фонда Российской Федерации и являющихся федеральной собственностью, не предусмотрено действующим законодательством. Такие организации являются только источниками комплектования государственных и муниципальных архивов архивными документами.

Следовательно, у организаций, не являющихся государственными или муниципальными организациями, отсутствует возможность ведения архива, включающего в себя учетно-техническую, оценочную и правоустанавливающую документацию.

Таким образом, ведение архива, в том числе хранение архивных документов, находящихся в государственной собственности, не может осуществляться организациями иных форм собственности, помимо государственной или муниципальной. В связи с чем такие организации не могут быть аккредитованы в качестве организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства как не соответствующие требованиям, установленным п. 2.1 Положения об аккредитации.

Данная позиция нашла свое отражение и в судебной практике (например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.12.2009 по делу N А43-6972/2009-10-138, ФАС Северо-Западного округа от 28.05.2009 по делу N А56-48017/2008).

По вопросу аккредитации "частного" БТИ при наличии соответствующего гражданско-правового договора на хранение архивных документов, образующихся в ходе деятельности "частного" БТИ, имеющего организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, с государственным (муниципальным) архивом, необходимо отметить следующее.

Исходя из положений Закона N 125-ФЗ возможность передачи на хранение документов соответствующих государственных и муниципальных архивов не предусматривает возможности ведения указанных архивов третьими лицами.

Таким образом, указанные организации не могут быть аккредитованы в качестве организаций технической инвентаризации объектов капитального строительства.

3. По вопросу представления для государственной регистрации прав на объекты капитального строительства кадастровых паспортов, подготовленных "частными" БТИ.

Частью 3 ст. 43 Закона о кадастре установлено, что в переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости.

В соответствии с Положением об учете кадастровые паспорта объектов капитального строительства выдаются по результатам государственного технического учета.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 10.09.2004 N 477 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства" технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства осуществляют организации (органы), аккредитованные Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, кадастровые паспорта объектов капитального строительства, выданные организациями (органами), не аккредитованными Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, в том числе "частными" БТИ, не могут быть представлены для государственной регистрации прав на соответствующие объекты капитального строительства.

 

И.Е.МАНЫЛОВ

30.09.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017