| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О причинах роста цен на нефтепродукты в РФ в 2011 г., в частности на бензин автомобильный марки АИ-92, а также о мерах, направленных на полное и своевременное обеспечение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 октября 2011 г. N ОГ-Д22-1728

 

В соответствии с письмом Минэкономразвития России рассмотрело обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

По данным Российского энергетического агентства при Минэнерго России, рост цен на пропан-бутан на АГЗС области за период с 12 января по 3 октября 2011 г. составил 1,3% - с 16,00 руб/л до 16,20 руб/л. При этом уровень цен в области выше, чем в соседних регионах.

По данным Росстата, потребительские цены на бензин автомобильный марки АИ-92 (далее - АИ-92) в области за период с 11 января по 10 октября 2011 г. выросли на 11% - с 23,08 руб/л до 25,63 руб/л. При этом по состоянию на 10 октября 2011 г. уровень цен на АИ-92 в Белгородской области ниже среднего уровня цен в Центральном федеральном округе (26,47 руб/л), а также ниже уровня цен в соседних регионах: в Курской области - 26,68 руб/л, Воронежской области - 26,44 руб/л.

С учетом олигопольной структуры нефтегазовой отрасли Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание ситуации на внутреннем рынке автомобильного топлива. ФАС России осуществляет контроль за соблюдением нефтяными компаниями антимонопольного законодательства, в том числе за обоснованностью ценообразования. В связи с этим копия Вашего обращения также направлена для рассмотрения в ФАС России.

Также Минэкономразвития России сообщает, что согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары и услуги не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Так, Конституцией Российской Федерации обеспечивается право граждан владеть и распоряжаться своим имуществом, гарантируется свобода экономической деятельности (ст. ст. 8 и 35), что ограничивает возможность государства вмешиваться в процесс рыночного ценообразования.

Гражданским кодексом Российской Федерации определяется право хозяйствующих субъектов самостоятельно определять сбытовую и ценовую политику, а также заключать договоры с сервисно-сбытовыми сетями и реализовывать через них производимые товары, если иное не предусмотрено законом (ст. 421).

Вмешательство государства в ценообразование, в том числе путем установления предельных уровней цен (тарифов), торговых наценок, может привести к дестабилизации экономики, вызванной потерей у производителей и продавцов товаров и услуг экономического стимула для деятельности, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, дефициту товаров.

Рост цен на автомобильное топливо в Российской Федерации обусловлен рядом объективных факторов, одним из основных является рост мировых цен на углеводороды.

Так, в конце 2010 - начале 2011 гг. на российском рынке наблюдался дефицит автомобильного топлива, обусловленный увеличением мировых цен и ростом привлекательности экспортных поставок автомобильного топлива для нефтяных компаний, а также ростом спроса в период начала отпускного сезона и в связи с общим ростом автопарка.

Кроме того, в 2011 г. наблюдалось сокращение предложения автомобильного топлива на российском рынке, вызванное тем, что часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оказалась не в состоянии вырабатывать нефтепродукты, отвечающие требованиям технического регламента (Евро 3), которые вступили в силу с 1 января 2011 г., а также выводом ряда НПЗ в плановый ремонт, который традиционно осуществляется весной и осенью.

Однако кроме объективных факторов роста цен могут иметь место также злоупотребления со стороны нефтяных компаний, которые занимают доминирующее положение на рынках нефтепродуктов.

В 2008 - 2010 гг. ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели более 260 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов. Суммарный объем штрафов, подлежащих уплате вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) в бюджет Российской Федерации, составляет в настоящее время (с учетом судебных решений) порядка 15 млрд руб.

По результатам анализа ситуации с ростом цен в начале 2011 г. ФАС России 9 февраля 2011 г. возбуждено дело в отношении ОАО по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, результатом которого явился необоснованный рост цен.

Для полного и своевременного обеспечения потребностей внутреннего рынка в автомобильном топливе в настоящее время в рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина Правительством Российской Федерации прорабатывается ряд мер, которые в том числе предусматривают обязательное согласование планов по ремонту НПЗ с профильными ведомствами, закрепление норм по поставкам автомобильного топлива на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн тонн нефти, а также разработку системы по резервированию нефтепродуктов. Кроме того, рассматривается вопрос о введении санкций в отношении нефтяных компаний, которые не будут выполнять обязательства по модернизации НПЗ, вплоть до изъятия у них полученной прибыли.

26.08.2011 Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным подписано Постановление Правительства Российской Федерации N 716, согласно которому с 1 октября 2011 г. вводится единая пошлина для темных и светлых нефтепродуктов - 66% от нефтяной, для бензина - 90%. С 1 января 2015 г. вывоз мазута и нефти будут облагаться одинаковой ставкой экспортной пошлины. Готовится к подписанию постановление, согласно которому будет снижен с 65% до 60% коэффициент в формуле нефтяной пошлины. Данные меры призваны стимулировать вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) модернизировать принадлежащие им НПЗ и увеличить объемы глубокой переработки нефти внутри страны.

Также Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.09.2011 N 748 "О внесении изменений в Технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей", в соответствии с которым топливо класса 2 допускается к обороту до конца 2012 г., класса 3 - до конца 2014 г., класса 4 - до конца 2015 г. Это позволит увеличить предложение автобензина на российском рынке за счет автобензина класса 2, который не был допущен к обороту с начала 2011 г. в соответствии с Техническим регламентом.

Кроме того, Распоряжением от 19.05.2009 N 691-р Правительство Российской Федерации утвердило Программу развития конкуренции в Российской Федерации. В Плане мероприятий по реализации указанной Программы предусмотрен ряд мер, направленных на развитие конкуренции на внутренних рынках нефти и нефтепродуктов, включая развитие биржевой торговли нефтепродуктами и совершенствование механизмов ценообразования.

Минэкономразвития России также информирует, что, в случае если Вы располагаете какими-либо данными о нарушении антимонопольного законодательства, Вы имеете право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой (с приложением всей имеющейся информации) в антимонопольный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или жительства лица, в отношении которого подается заявление или жалоба.

 

Директор Департамента

развития конкуренции

М.П.ГОРОХОВА

19.10.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017