| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: Об исчислении срока для отчуждения лицом недвижимого имущества, в частности земельного участка, которое в силу закона не может ему принадлежать; о приобретении прав на земельные участки лицами с двойным гражданством; о приобретении иностранным лицом отчужденных земельных участков на праве аренды; о приобретении прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным иностранным лицом на территории РФ; об отсутствии оснований для нахождения в собственности иностранного гражданина земельного участка, расположенного на территории, указанной в Перечне, утвержденном Указом Президента РФ от 09.01.2011 N 26.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 октября 2011 г. N Д02-7833

 

В Минэкономразвития России обращение, содержащее вопросы о применении Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2011 N 26 "Об утверждении Перечня приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками" (далее - Указ N 26), рассмотрено.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Перечень приграничных территорий, на которых иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом N 26 (далее - Перечень).

По изложенным вопросам полагаем возможным отметить следующее.

1. По вопросу исчисления срока для отчуждения лицом недвижимого имущества, которое в силу закона не может ему принадлежать.

Согласно п. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) до установления Президентом Российской Федерации указанного в п. 3 ст. 15 Земельного кодекса Перечня предоставление земельных участков, расположенных на указанных территориях (далее - земельные участки), в собственность иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам не допускалось.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок.

Представляется, что для случаев приобретения иностранными лицами земельных участков до вступления в силу Закона N 137-ФЗ или по основаниям, не связанным с предоставлением, в период между вступлением в силу Закона N 137-ФЗ и вступлением в силу Указа N 26 срок, предусмотренный ст. 238 Гражданского кодекса, должен исчисляться с момента вступления в силу Указа N 26, то есть с момента признания земельных участков в силу закона имуществом, которое не может принадлежать на праве собственности иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам.

2. По вопросу приобретения прав на земельные участки лицами с двойным гражданством.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 24.05.1999 N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" лица, имеющие двойное гражданство, одно из которых - российское, не могут быть ограничены в правах и свободах и не освобождаются от обязанностей, вытекающих из гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пункт 3 ст. 15 Земельного кодекса и Указ N 26 не содержат указания на ограничение права лиц, имеющих двойное гражданство, на приобретение в собственность земельных участков.

3. По вопросу приобретения иностранным лицом отчужденных земельных участков на праве аренды полагаем возможным отметить следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 22 Земельного кодекса иностранные граждане, лица без гражданства могут иметь расположенные в пределах территории Российской Федерации земельные участки на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом.

Земельным кодексом запрет на приобретение иностранным лицом земельных участков на праве аренды не установлен.

Необходимо также отметить, что на основании п. 5 ст. 35 Земельного кодекса иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на чужом земельном участке, имеют преимущественное право покупки или аренды земельного участка в порядке, установленном указанной статьей, и в соответствии с п. 2 ст. 5, п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22 и п. п. 4 и 5 ст. 28 Земельного кодекса.

4. Относительно приобретения прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным иностранным лицом на территории Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 5 Земельного кодекса юридические лица являются субъектами земельных правоотношений.

Земельным кодексом, а также Указом N 26 не установлено ограничений для приобретения прав на земельные участки юридическим лицом, учрежденным на территории Российской Федерации иностранным лицом.

Вместе с тем необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.

5. По вопросу нахождения земельного участка, расположенного на указанной в Перечне территории, в общей собственности финского и российского граждан.

С учетом положений п. 3 ст. 15 Земельного кодекса и п. 1 ст. 238 Гражданского кодекса нахождение указанного земельного участка в собственности иностранного гражданина не допускается и такой участок подлежит отчуждению.

На основании п. п. 1 и 2 ст. 246 и п. 1 ст. 250 Гражданского кодекса распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

При этом участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных ст. 250 Гражданского кодекса, согласно которым при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой доли по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи с публичных торгов.

Наряду с изложенным следует отметить, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению и толкованию законодательства Российской Федерации, в связи с чем изложенная позиция не является обязательной для правоприменителя.

 

Директор

Правового департамента

П.М.ВОЛКОВ

12.10.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017