| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

Вопрос: О причинах роста цен на нефтепродукты в РФ в 2011 г., в частности на бензин автомобильный марки АИ-92, а также о мерах, направленных на полное и своевременное обеспечение потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах.

 

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 12 октября 2011 г. N ОГ-Д22-1652

 

В соответствии с письмом Минэкономразвития России рассмотрело обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.

По данным Росстата, потребительские цены на бензин автомобильный марки АИ-92 (далее - АИ-92) в области за период с 11 января по 3 октября 2011 г. выросли на 7,2%, с 25,00 руб/л до 26,81 руб/л. Средний рост цен в Российской Федерации на АИ-92 составил 11,2%, с 23,63 руб/л до 26,27 руб/л. При этом, по данным Международного энергетического агентства, средний рост розничных цен на бензин в августе 2011 г. к декабрю 2010 г. составил в странах Евросоюза 16,5%, в странах Северной Америки - 22,2%, в Японии - 21,6%.

Согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на товары и услуги не подлежат государственному регулированию, являются свободными и формируются продавцами самостоятельно, исходя из складывающейся на рынке конъюнктуры (спроса и предложения). Так, Конституцией Российской Федерации обеспечивается право граждан владеть и распоряжаться своим имуществом, гарантируется свобода экономической деятельности (ст. ст. 8 и 35), что ограничивает возможность государства вмешиваться в процесс рыночного ценообразования.

Гражданским кодексом Российской Федерации определяется право хозяйствующих субъектов самостоятельно определять сбытовую и ценовую политику, а также заключать договоры с сервисно-сбытовыми сетями и реализовывать через них производимые товары, если иное не предусмотрено законом (ст. 421).

Вмешательство государства в ценообразование, в том числе путем установления предельных уровней цен (тарифов), торговых наценок может привести к дестабилизации экономики, вызванной потерей у производителей и продавцов товаров и услуг экономического стимула для деятельности, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, дефициту товаров.

Рост цен на нефтепродукты в Российской Федерации обусловлен рядом объективных факторов.

Так, в конце 2010 - начале 2011 гг. на российском рынке наблюдался дефицит нефтепродуктов, обусловленный увеличением мировых цен и ростом привлекательности экспортных поставок нефтепродуктов для нефтяных компаний, а также ростом спроса на бензин в период начала отпускного сезона и в связи с общим ростом автопарка.

Кроме того, в 2011 г. наблюдалось сокращение предложения нефтепродуктов на российском рынке, вызванное тем, что часть нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оказалась не в состоянии вырабатывать нефтепродукты, отвечающие требованиям технического регламента (Евро 3), которые вступили в силу с 1 января 2011 г., а также выводом ряда НПЗ в плановый ремонт, который традиционно осуществляется весной и осенью.

Однако, кроме объективных факторов роста цен, могут иметь место также злоупотребления со стороны нефтяных компаний, которые занимают доминирующее положение на рынках нефтепродуктов.

С учетом олигопольной структуры нефтяной отрасли Правительство Российской Федерации уделяет большое внимание ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. ФАС России осуществляет контроль за соблюдением нефтяными компаниями антимонопольного законодательства, в том числе за обоснованностью ценообразования.

В 2008 - 2010 гг. ФАС России и ее территориальные органы рассмотрели более 260 дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов. Суммарный объем штрафов, подлежащих уплате вертикально интегрированными нефтяными компаниями (ВИНК) в бюджет Российской Федерации, составляет в настоящее время (с учетом судебных решений) порядка 15 млрд руб.

По результатам анализа ситуации с ростом цен в начале 2011 г. ФАС России 9 февраля 2011 г. возбуждено дело в отношении ОАО по признакам нарушения антимонопольного законодательства в части установления монопольно высоких цен, изъятия товара из обращения, результатом которого явился необоснованный рост цен.

Для полного и своевременного обеспечения потребностей внутреннего рынка в нефтепродуктах в настоящее время в рамках поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина Правительством Российской Федерации прорабатывается ряд мер, которые в том числе предусматривают обязательное согласование планов по ремонту НПЗ с профильными ведомствами, закрепление норм по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн тонн нефти, а также разработку системы по резервированию нефтепродуктов. Кроме того, рассматривается вопрос о введении санкций в отношении нефтяных компаний, которые не будут выполнять обязательства по модернизации НПЗ, вплоть до изъятия у них полученной прибыли.

26.08.2011 Председателем Правительства Российской Федерации В.В. Путиным подписано Постановление Правительства Российской Федерации N 716, согласно которому с 1 октября 2011 г. вводится единая пошлина для темных и светлых нефтепродуктов - 66% от нефтяной, для бензина - 90%. С 1 января 2015 г. вывоз мазута и нефти будет облагаться одинаковой ставкой экспортной пошлины. Готовится к подписанию постановление, согласно которому будет снижен с 65% до 60% коэффициент в формуле нефтяной пошлины. Данные меры призваны стимулировать вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) модернизировать принадлежащие им НПЗ и увеличить объемы глубокой переработки нефти внутри страны.

Также Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07.09.2011 N 748 "О внесении изменений в технический регламент "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и о некоторых вопросах, связанных с модернизацией нефтеперерабатывающих мощностей", в соответствии с которым топливо класса 2 допускается к обороту до конца 2012 г., класса 3 - до конца 2014 г., класса 4 - до конца 2015 г. Это позволит увеличить предложение автобензина на российском рынке за счет автобензина класса 2, который не был допущен к обороту с начала 2011 г. в соответствии с техническим регламентом.

Кроме того, Распоряжением от 19.05.2009 N 691-р Правительство Российской Федерации утвердило Программу развития конкуренции в Российской Федерации. В Плане мероприятий по реализации указанной Программы предусмотрен ряд мер, направленных на развитие конкуренции на внутренних рынках нефти и нефтепродуктов, включая развитие биржевой торговли нефтепродуктами и совершенствование механизмов ценообразования.

Минэкономразвития России также информирует, что в случае, если Вы располагаете какими-либо данными о нарушении антимонопольного законодательства, Вы имеете право обратиться с соответствующим заявлением или жалобой (с приложением всей имеющейся информации) в антимонопольный орган по месту совершения нарушения либо по месту нахождения или жительства лица, в отношении которого подается заявление или жалоба.

 

Врио директора

Департамента развития конкуренции

М.П.ГОРОХОВА

12.10.2011

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017