| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 мая 2006 г. N ГБ-09-26/5677

 

О НАПРАВЛЕНИИ ПИСЕМ

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Пенсионный фонд Российской Федерации в дополнение к письму ПФР от 15.05.2006 N ГБ-09-26/5117 "О направлении определения Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 2006 года N 38-О" для сведения и использования в работе по защите интересов ПФР направляет письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 19.05.2006 N 1389-19 по вопросу применения пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176, и от 19.05.2006 N 1391-19 по вопросу толкования пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176.

По вопросу применения пунктов 7 и 9 Правил отмечаем следующее.

Разъяснения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, изложенные в письме от 19.05.2006 N 1389-19, соответствуют ранее направленным в адрес территориальных органов ПФР письмом ПФР от 15.05.2006 N ГБ-09-26/5117 разъяснениям, содержащимся в письме Минздравсоцразвития России от 29.03.2006 N 1647-Пр.

Вместе с тем обращаем внимание, что Министерством приведен примерный перечень документов, подтверждающих период пребывания пенсионера в иных местах, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха. Так, в соответствии с разъяснениями Минздравсоцразвития России к таким документам можно отнести: любые виды справок о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе); туристические и экскурсионные путевки, ваучер, справку о стоимости туристической путевки; свидетельства о регистрации по месту пребывания; справки о нахождении на отдыхе (о предоставлении услуг отдыха), выданные муниципальными учреждениями (сельскими администрациями, исполнительными комитетами сельских Советов либо другими органами местного самоуправления) и др.

ПФР подчеркивает, что на основании позиции Минздравсоцразвития России в случае возникновения у территориальных органов ПФР трудностей при оценке представленных пенсионером документов на предмет достаточности для доказывания юридического факта пребывания (нахождения) в месте отдыха (оздоровления) органам ПФР необходимо разъяснить пенсионеру о его праве на обращение в судебный орган для установления данного факта в порядке особого производства. Так, в соответствии со статьей 267 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Одновременно обращаем внимание, что Минздравсоцразвития России отмечено, что территориальным органам ПФР необходимо принять все исчерпывающие меры, чтобы минимизировать вынесение отказных решений в выплате пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

По вопросу толкования пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 - "правоотношения, возникшие после 01.01.2005" сообщаем следующее.

Согласно разъяснениям, изложенным в письме Минздравсоцразвития России от 19.05.2006 N 1391-19, под правоотношениями, возникшими после 01.01.2005, следует понимать факт проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно в период с 01.01.2005, а не момент обращения пенсионера за компенсацией стоимости такого проезда в период после 01.01.2005, независимо от даты совершения им проезда.

На правоотношения, возникшие до 01.01.2005 (когда имел место факт проезда к месту отдыха и обратно), положения статьи 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Постановления Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 не распространяются, в том числе и в случаях, когда обращение пенсионера за выплатой компенсации имело место после этой даты.

 

Председатель Правления

Г.Н.БАТАНОВ

 

 

 

 

 

Приложение

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 мая 2006 г. N 1389-19

 

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации рассмотрел письма Пенсионного фонда Российской Федерации от 13.12.2005 N КА-09-27/13691, от 17.01.2006 N КА-09-27/349 о компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и сообщает, что при рассмотрении данного вопроса следует руководствоваться следующим.

Как неоднократно разъяснялось, статьей 34 Закона Российский Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19 февраля 1993 г.) предусмотрена компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года.

Таким образом, законодатель установил следующие существенные условия, наличие которых является обязательным для выплаты компенсации:

- выезд за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в которых проживает пенсионер,

- целенаправленный (а не любая желаемая поездка) выезд к месту отдыха и обратно.

В целях реализации положений статьи 34 Закона от 19 февраля 1993 г. Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 г. приняло Постановление N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Постановление от 1 апреля 2005 г.), которым устанавливается порядок, размер и условия выплаты компенсации.

В принятом Постановлении предусмотрено представление (наличие) документов, подтверждающих указанные выше факты, а именно:

1) проездных документов, являющихся подтверждением выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей;

2) документов (путевки, курсовки или иного документа), являющихся основаниями для пребывания пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха (оздоровления).

Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденные Постановлением от 1 апреля 2005 г. (далее - Правила), устанавливают перечень документов (пункты 7 и 9), подтверждающих факт пребывания в местах отдыха, а не выбранную форму отдыха.

При этом следует отметить, что предусмотренный Правилами перечень документов, подтверждающих пребывание пенсионера в местах отдыха, таких, как указано выше, не является исчерпывающим.

К рассмотрению могут быть приняты любые документы, подтверждающие факт отдыха пенсионера в местах, где ему были предоставлены услуги по организации отдыха (независимо от того, кем - физическим или юридическим лицом - такие услуги предоставляются), а также документы, подтверждающие нахождение пенсионера в местах отдыха, организованного им самостоятельно.

Анализ поступивших в министерство документов, представленных пенсионерами в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что к документам, подтверждающим период пребывания в иных местах, где пенсионеру были предоставлены услуги по организации отдыха, можно отнести:

- любые виды справок о нахождении (прохождении) на лечении (отдыхе), выданные, например, медико-социальными реабилитационными центрами (и другими видами центров реабилитации), медико-профилактическими центрами, геронтологическими центрами, клиниками, больницами, лечебницами, санаториями, пансионатами, лечебными, лечебно-профилактическими и лечебно-оздоровительными учреждениями;

- туристические и экскурсионные путевки, ваучер, справка о стоимости туристической путевки;

- свидетельства о регистрации по месту пребывания;

- справки о нахождении на отдыхе (о предоставлении услуг отдыха), выданные муниципальными учреждениями (сельскими администрациями, исполнительными комитетами сельских Советов либо другими органами местного самоуправления), и др.

Пенсионный фонд Российской Федерации обязан принять представленный пенсионером документ, оценить его с точки зрения содержащихся в нем сведений и их достаточности для доказывания юридического факта выезда к месту отдыха (оздоровления).

В том случае, если пенсионер не имеет возможности получить документ, подтверждающий предоставление ему соответствующих услуг, либо документ, подтверждающий его отдых, самостоятельно, ему необходимо разъяснить, что он вправе обратиться в судебный орган с исковым заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение (факта нахождения в месте отдыха) в порядке особого производства.

Что касается разъяснений, данных в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за II квартал 2005 г. (по гражданским делам), утвержденным Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 10 августа 2005 г., по реализации Постановления от 1 апреля 2005 г., то следует отметить, что они не отличаются от позиции, изложенной выше. В разъяснении, в частности, указывается, что пенсионеры имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, то есть речь идет об организации отдыха, а не порядке его подтверждения.

Данный вопрос явился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации Определением от 2 февраля 2006 г. N 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, указал, что нормативные положения, содержащиеся в пунктах 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях пенсионерам - получателям трудовых пенсий по старости и инвалидности расходов на оплату стоимости проезда к любому месту, избранному ими для проведения отдыха, в том числе самостоятельно организованного, при наличии доказательств, подтверждающих нахождение (период пребывания) пенсионера в этом месте отдыха.

Одновременно сообщаем, что в тех случаях, когда судебные органы выносят решения о взыскании с территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации сумм компенсаций расходов пенсионеров по оплате проезда к месту отдыха и обратно без наличия у пенсионеров каких-либо документов, подтверждающих их пребывание в местах предоставления услуг по организации отдыха, то такие судебные решения следует обжаловать в установленном законом порядке.

С учетом изложенного необходимо принять все исчерпывающие меры, чтобы минимизировать вынесение отказных решений в выплате пенсионерам компенсации расходов на оплату стоимости проезда.

 

Директор Департамента

развития социального страхования

и государственного обеспечения

Ю.В.ВОРОНИН

 

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 19 мая 2006 г. N 1391-19

 

Департамент развития социального страхования и государственного обеспечения с участием Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. N ГБ-09-15/8847 о проблеме компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и сообщает следующее.

Статьей 26 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее - Закон от 19.02.1993 N 4520-1), вступившие в силу с 1 января 2005 г., согласно которым гарантии компенсации, установленные Законом от 19.02.1993 N 4520-1 в отношении неработающих пенсионеров, являются расходными обязательствами Российской Федерации.

В целях реализации положений статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 (в редакции Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) Правительство Российской Федерации в рамках полномочий, предусмотренных данной статьей, 1 апреля 2005 г. приняло Постановление N 176 "Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно" (далее - Постановление от 01.04.2005 N 176).

В соответствии с пунктом 4 Постановления от 01.04.2005 N 176 оно распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

В связи с этим начиная с 2005 года в федеральном законе о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий год предусматривается компенсация расходов на указанные цели в сумме, соответствующей объему средств, передаваемых Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета.

Пунктом 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением от 01.04.2005, определены две формы реализации правоотношений, возникающих по поводу проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно:

предоставление проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно;

возмещение фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

В этой связи основанием возникновения правоотношений в первом случае будет являться обращение пенсионера, желающего выехать к месту отдыха, за предоставлением проездных документов, во втором случае - факт проезда пенсионера к месту отдыха и обратно.

Положения статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и Постановления от 01.04.2005 N 176, как указано выше, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.

Из этого следует, что компенсация в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно может быть осуществлена только в том случае, если имел место юридический факт проезда пенсионера к месту отдыха и обратно после 1 января 2005 года, а не момент обращения за компенсацией после указанной даты, независимо от даты проезда.

На правоотношения, возникшие до 1 января 2005 г. (когда имел место факт проезда к месту отдыха и обратно), положения статьи 34 Закона от 19.02.1993 N 4520-1 и Постановления от 01.04.2005 N 176 не распространяются, в том числе и в случаях, когда обращение пенсионера за выплатой компенсации вследствие таких правоотношений произошло после этой даты.

 

Директор Департамента

развития социального страхования

и государственного обеспечения

Ю.В.ВОРОНИН

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017