| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 31 декабря 2008 г. N 01/15990-8-32

 

О ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ТУБЕРКУЛЕЗОМ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в Российской Федерации ситуация по туберкулезу остается напряженной.

По данным формы N 2 федерального государственного статистического наблюдения "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" в 2007 году в России зарегистрировано 117738 случаев впервые выявленного активного туберкулеза. Показатель заболеваемости остался на уровне предыдущего года и составил 82,6 на 100 тыс. населения (2006 год - 82,4 на 100 тыс.). Среди сельского населения заболеваемость несколько выше - 90,06 на 100 тыс. населения. Наиболее высокие показатели заболеваемости, как и в предыдущие годы, регистрируются в Дальневосточном (132,0), Сибирском (127,0), Уральском (103,9) федеральных округах. В ряде субъектов Российской Федерации показатель заболеваемости в 1,5 раза и более превышает средний по стране: Калининградской (133,8), Волгоградской (117,9), Курганской (135,4), Тюменской (129,6), Иркутской (134,7), Кемеровской (142,7), Новосибирской (132,3), Омской (127,2), Амурской (140,5) областях, республиках Калмыкия (126,8), Алтай (128,8), Бурятия (165,3), Тыва (236,6), Приморском (178,2) Хабаровском (128,2), Алтайском (130,9) краях, Еврейской автономной области (166,6).

В 2007 году заболело 3372 ребенка в возрасте до 14 лет, показатель заболеваемости детского населения в среднем по стране составил 16,01 на 100 тыс. данной возрастной группы, что на уровне предыдущего года. Среди детей до года заболеваемость составляет 7,21 на 100 тыс. данной возрастной группы, 1 - 2 года - 15,51 на 100 тыс., 3 - 6 лет - 22,56 на 100 тыс. данной возрастной группы. Эти данные свидетельствуют о значительном резервуаре инфекции среди населения.

Наиболее высокая заболеваемость туберкулезом среди детского населения регистрируется у подростков 15 - 17 лет: в среднем по стране показатель составил 33,5 на 100 тыс. Показатель заболеваемости подростков значительно превышает среднефедеральный в Калининградской (46,2), Кемеровской (67,5), Омской (53,0), Астраханской (70,1), Волгоградской (50,5), Ростовской (57,3), Курганской (59,4), Тюменской (59,2), Амурской (68,6) областях, республиках Адыгея (69,5), Калмыкия (99,3), Северная Осетия - Алания (52,1), Бурятия (69,2), Тыва (171,8), Приморском (84,8), Хабаровском (64,9) краях, Еврейской АО (102,4).

Среди всех впервые выявленных больных активным туберкулезом бациллярные больные в 2007 году составили 40% (47239 человек, показатель - 33,15 на 100 тыс. населения).

Показатель распространенности туберкулеза в 2006 году составлял 245,0 на 100 тыс., среди подростков - 45,5, детей - 21,9 на 100 тыс. данной возрастной группы.

В структуре смертности от инфекционных и паразитарных заболеваний доля умерших от туберкулеза составляет 85%.

Показатель смертности населения России от туберкулеза в 2007 году составил 18,1 на 100 тыс. населения, что ниже чем в 2006 году на 7%. Снижение показателя смертности произошло в значительной степени за счет больных туберкулезом, наблюдающихся в системе здравоохранения. По сравнению с 1990 годом (начало подъема заболеваемости) показатель смертности увеличился в 2,6 раза.

Обращает внимание большое число больных, умерших в течение года после выявления заболевания (4443 человека - 4,6% от всех впервые выявленных случаев заболевания) и больных, диагноз туберкулеза которым выставлен посмертно (2773 человека - 2,4%), что свидетельствует о недостатках в системе диагностики туберкулеза, позднем выявлении больных, способствующих распространению туберкулезной инфекции.

В ряде субъектов Российской Федерации эти показатели значительно выше: в Брянской области (8,1% и 3,2%), Костромской (8,2% и 2,8%), Московской (7,6% и 9,8%), Тверской (9,1% и 2,7%), Тульской (6,6% и 3,9%), республиках Карелия (9,3% и 4,0%), Адыгея (7,1% и 6,6%), Архангельской (9,8% и 3,8%), Вологодской (11,6% и 1,6%), Калининградской (7,0% и 7,2%), Ленинградской (9,5% и 4,2%), Мурманской (8,2% и 4,8%), Нижегородской (7,0% и 5,7%), Ульяновской (7,1% и 0,7%), Иркутской (6,8% и 4,7%), Кемеровской (7,4% и 2,9%), Сахалинской (4,3% и 6,0%) областях.

В 2008 году в субъектах Российской Федерации проводилась работа по реализации Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.12.2007 N 93 "Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации". По информации, представленной управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, в целом по стране отмечено улучшение финансирования региональных противотуберкулезных программ, что позволило несколько активизировать работы по совершенствованию материальной базы фтизиатрической службы, улучшить организацию и качество профилактических обследований населения в целях раннего выявления туберкулеза, работу в очагах туберкулезной инфекции.

Вместе с тем, в большинстве субъектов Российской Федерации финансирование противотуберкулезных мероприятий остается недостаточным. Сохраняется дефицит туберкулезных коек, перегруз фтизиатрических стационаров, несоответствие устройства фтизиатрических учреждений требованиям санитарного законодательства по набору и санитарно-техническому состоянию помещений, площадям, организации вентиляционных систем и др.

Отмечаются сравнительно низкие охваты профилактическими осмотрами населения сельских районов, удаленных муниципальных образований, что связано с отсутствием в ЛПУ муниципальных образований флюорографических установок, недостаточностью парка передвижных флюорографических установок, неудовлетворительной организацией профилактических обследований, особенно среди неработающего населения (Рязанская, Томская, Амурская области и др.).

Продолжают иметь место случаи ведения туберкулезных больных под другими диагнозами, даже при наличии характерных симптомов заболевания, что осложняет в дальнейшем лечение таких больных, способствует формированию очагов туберкулезной инфекции как в стационарах, так и среди населения. Это свидетельствует об отсутствии настороженности медицинского персонала как общей лечебной сети, так и негосударственных медицинских учреждений.

В 2008 году проводилась определенная организационная работа по повышению охватов госпитализацией туберкулезных больных, однако эта проблема остается актуальной: сохраняется дефицит фтизиатрических коек, имеют место отказы заболевших от госпитализации, в том числе по причине неудовлетворительного санитарно-технического состояния профильных стационаров. В ряде субъектов Российской Федерации не отработан механизм осуществления принудительной госпитализации лиц, уклоняющихся от лечения.

Остаются проблемы проведения заключительной дезинфекции с камерной обработкой. В связи с имеющимся дефицитом и износом передвижных дезинфекционных установок не проводится камерная дезинфекция в 7 районах Кабардино-Балкарской Республики, 17 районах Рязанской области, в ряде городов и районов Иркутской, Омской, Томской, Кемеровской, Амурской областей, республик Алтай, Тыва, Бурятия и др. Не во всех субъектах Российской Федерации решены вопросы финансирования дезинфекционных мероприятий в очагах инфекционных болезней.

Распространению туберкулезной инфекции способствуют иностранные граждане и лица без гражданства, больные туберкулезом, въезжающие на территорию Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности. За 10 месяцев 2008 года среди 930 тыс. иностранных граждан, прошедших медицинское освидетельствование с целью получения разрешения на работу, выявлено более 3 тыс. человек, больных туберкулезом. Вместе с тем, по данным Федеральной миграционной службы разрешение на работу за тот же период получили более 2 млн. человек.

Из числа выявленных больных туберкулезом иностранных граждан доля госпитализированных составила 17,4%, выехало за пределы страны всего 9%.

Такая ситуация свидетельствует о недостаточном взаимодействии заинтересованных органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации по данному вопросу и отсутствии должного контроля за исполнением миграционного законодательства.

В целом реализация Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.12.2007 N 93 "Об усилении мероприятий по борьбе с туберкулезом в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации в 2008 году позволила несколько повысить эффективность противотуберкулезных мероприятий, однако остаются факторы, способствующие возникновению и распространению заболеваемости населения туберкулезом, особенно в условиях экономического кризиса.

В целях стабилизации эпидемической ситуации, обеспечения эффективности государственного санитарно-эпидемиологического надзора за туберкулезом и мероприятий по профилактике туберкулеза предлагаю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Провести анализ заболеваемости населения туберкулезом и эффективности проводимых мероприятий по борьбе с туберкулезом.

1.2. При необходимости представить предложения в органы исполнительной власти и местного самоуправления о внесении корректив в региональные программы и планы по профилактике распространения туберкулеза.

1.3. Продолжить работу по улучшению материальной базы фтизиатрической службы.

1.4. Обеспечить выполнение требований санитарного законодательства в лечебно-профилактических учреждениях фтизиатрического профиля.

1.5. Продолжить работу по улучшению организации и проведения профилактических медицинских осмотров населения в целях раннего выявления туберкулеза, обратив особое внимание на обследование жителей сельских и удаленных районов, лиц, не обследовавшихся более 2-х лет.

1.6. Принять меры по повышению эффективности противотуберкулезных мероприятий в бытовых очагах туберкулезной инфекции.

1.7. Обеспечить улучшение подготовки медицинских работников общей лечебной сети, негосударственных медицинских учреждений по диагностике и профилактике туберкулеза.

1.8. Обеспечить совместную работу заинтересованных ведомств в проведении профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом среди социально-неблагополучных слоев населения.

1.9. Обеспечить проведение санитарно-просветительной работы с населением, в том числе с привлечением средств массовой информации, в целях улучшения информированности об опасности заражения туберкулезом, мерах личной и общественной профилактики этой инфекции.

2. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Обеспечить действенный контроль за выполнением законодательства по предупреждению распространения туберкулеза в Российской Федерации.

2.2. Принять меры по обеспечению взаимодействия заинтересованных ведомств по выявлению и изоляции мигрантов, больных туберкулезом.

2.3. О проделанной работе доложить в Роспотребнадзор к 01.02.2010.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018