| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 8 апреля 2009 г. N 01/4493-9-32

 

О ВСПЫШЕЧНОЙ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В 2008 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в соответствии с формой 23-06 отраслевого статистического наблюдения "Сведения о вспышках инфекционных заболеваний" в течение последних 5-ти лет в Российской Федерации ежегодно регистрируется от 600 до 1250 очагов инфекционных заболеваний (от 5-ти случаев в каждом). Прошедший, 2008 год, не стал исключением - было зарегистрировано 664 очага с общим количеством пострадавших 10071 человек, в том числе 7251 ребенок.

Наибольшее число очагов инфекционных болезней с групповой заболеваемостью наблюдалось в детских образовательных учреждениях (48,1% в структуре всех вспышек) и среди населения городов и поселков - 19,0%. Самыми актуальными явились очаги с реализацией контактно-бытового и пищевого путей передачи инфекции, составившие 52% и 40% соответственно. Наиболее неблагополучными в эпидемическом отношении в 2008 году были предприятия пищевой промышленности, общественного питания и торговли, пищеблоки учреждений, с которыми установлена причинно-следственная связь в 33% вспышек.

За прошедшее пятилетие также остается неизменным удельный вес средних и крупных очагов инфекционных и паразитарных болезней в структуре всей вспышечной заболеваемости, составляющий ежегодно 9% - 13%.

В соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 31.05.2005 N 376 в 2008 году было зарегистрировано 85 эпидемических очагов, что практически соответствует цифрам предыдущего 2007 года (88 вспышек инфекционных болезней). Вместе с тем, общее число пострадавших составило около 4 тысяч человек, в том числе более 2,5 тысяч детей, что на 30% меньше, чем в 2007 году.

В структуре эпидемических очагов преобладали инфекции с фекально-оральным механизмом передачи, составившие 89,4%. Доминировали острые кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции установленной этиологии, на долю которых пришлось 23,5% вспышек (20 очагов). Удельный вес сальмонеллезов и шигеллезов составил по 15 - 17% (14 и 13 вспышек соответственно). Было зарегистрировано 5 очагов иерсиниоза, по 4 очага ротовирусной и энтеровирусной инфекций, по 3 - норовирусной и менингококковой, по 2 - гепатита А и острых респираторных инфекций, по одному - стрептококковой инфекции, эпидемического паротита, аденовирусной инфекции, орнитоза, микроспории, гнойно-септической инфекции.

В 2008 году расширился этиологический спектр расшифрованных очагов в связи с повышением качества лабораторной диагностики, связанный с внедрением в практику современных диагностических систем (для диагностики норовирусов, энтеровирусов, аденовирусов группы F и др.). Вместе с тем, не отмечено положительной динамики в расшифровке очагов инфекционных болезней: ежегодно 10 - 15% вспышек остаются этиологически нерасшифрованными (2008 - 11%, 2007 - 14%).

В этой связи следует обратить внимание на неудовлетворительное выполнение Приказа Роспотребнадзора от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней". Данным документом определена трехуровневая система лабораторной индикации и мониторинга, включающая проведение исследований на территориальном, региональном и центральном уровнях:

Созданы региональные и референс-центры по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, центры индикации и диагностики особо опасных инфекций (ООИ):

- 7 региональных центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней II - IV групп патогенности;

- 17 - по мониторингу за возбудителями особо опасных инфекций (I - II групп патогенности);

- 6 центров индикации и диагностики ООИ;

- 45 референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней на базе 17-ти научно-исследовательских институтов;

- 4 национальных центра верификации диагностической деятельности.

Утверждены функции, порядок взаимодействия региональных и референс-центров по мониторингу с учреждениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.

Однако взаимодействие с региональными центрами (в соответствии с указанным Приказом) было организовано только при расследовании 3-х очагов (3,5%), а выезд специалистов - только в 2-х (в г. Абазе и г. Абакане Республики Хакасия работали специалисты из г. Новосибирска).

Не многим более оптимистична ситуация по взаимодействию между субъектами Российской Федерации и референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней. В 2008 году методическая помощь референс-центров по лабораторной диагностике была оказана в 14,1% наиболее значимых эпидемических очагов (12 очагов), выезд специалистов научно-исследовательских институтов был осуществлен в 6 очагов (7%). При этом организация помощи проводилась только после указания Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Наибольшее число вспышек в 2008 году зарегистрировано в Красноярском крае и Московской области (по 9 эпидемических очагов). По 3 очага наблюдались в Волгоградской, Оренбургской области, Удмуртской Республике и Республике Бурятия, по 2 - в Забайкальском крае, Амурской, Нижегородской, Мурманской, Липецкой, Свердловской, Астраханской, Тульской, Вологодской, Тамбовской областях, г. Москве и Республике Хакасия.

Более половины - 60% эпидемических очагов наблюдалось в детских учреждениях: 12 - в оздоровительных лагерях, 18 - в дошкольных учреждениях, 20 - в школах (школы-интернаты, специальные учебные заведения общеобразовательного типа). В лечебно-профилактических учреждениях и среди населения зарегистрировано по 16 очагов (по 19%), в прочих учреждениях - 3.

Пищевой путь передачи инфекции был реализован в 64% вспышек (54 очага), контактно-бытовой - в 24% (20 очагов), водный - в 3,5% (3 очага). Эпидемические очаги с аэрозольным механизмом передачи инфекции составили 7% (6 очагов).

Причиной 56% вспышек (48 очагов) пищевого характера послужили блюда, приготовленные на пищеблоках учреждений с нарушением санитарных и технологических требований. Факторами передачи при этом наиболее часто являлись холодные закуски, не подвергающиеся повторной термической обработке. С продукцией предприятий общественного питания (многокомпонентные салаты, кондитерские изделия) в структуре пищевых вспышек связано 10 очагов (8,5%), с продукцией промышленных молокоперерабатывающих производств - 1 (1%).

Вспышки контактно-бытового характера были обусловлены нарушениями санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях, заносом инфекционных заболеваний больными и персоналом, несоблюдением гигиенических норм.

Эпидемические очаги с водным путем передачи инфекции были связаны с неудовлетворительным состоянием коммунальных систем, несоблюдением питьевого режима при использовании воды децентрализованных источников, а также правил водоподготовки перед подачей воды населению.

Что касается причин и факторов, способствующих формированию очагов инфекционных болезней, следует в очередной раз подчеркнуть значимость своевременно и качественно проведенных мероприятий по надзору за соблюдением требований санитарного законодательства. Так, в 2008 году, в ходе эпидемиологического расследования очага псевдотуберкулеза в Красноярском крае с вовлечением 3-х детских учреждений, был выявлен целый ряд нарушений санитарно-эпидемиологических правил в летних оздоровительных лагерях, который не был указан в актах при плановом обследовании.

Необходимо понимание, что работа по локализации и ликвидации очага проводится под руководством специалистов эпидемиологического профиля и является совместной деятельностью как специалистов клинического и лабораторного звена (микробиологов, вирусологов), так и специалистов по вопросам гигиены (питания, детей и подростков, коммунальной и т.д.).

При анализе работы в очагах инфекционных болезней специалистами Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации в ряде случаев отмечается позднее начало проведения расследования и, как следствие, удлинение сроков локализации и ликвидации очага. Часто информация о зарегистрированных случаях инфекционных болезней из органов здравоохранения подается несвоевременно (очаги иерсиниоза в Красноярском крае) или не подается вообще (вспышка ОКИ во Владимирской области в санатории "Русский лес", вспышка норовирусной инфекции в ЛОУ в Красноярском крае).

В основе лежит несоблюдение специалистами лечебной сети действующих нормативных документов, а также отсутствие должного взаимодействия с Управлениями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации.

При организации расследования и проведении противоэпидемических мероприятий в очагах особое внимание следует обратить на необходимость тщательного юридического сопровождения всех этапов.

Необходимо помнить, что специалисты ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации привлекаются для проведения эпидемиологического обследования очага, проведения лабораторных исследований на основании предписания главного государственного санитарного врача по субъекту Российской Федерации. Вместе с тем, во многих управлениях Роспотребнадзора документы по выходу в очаг не оформляются соответствующим образом (Приморский край, Чукотский автономный округ) - отсутствуют документальные требования, выход в очаг врачей ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" оформляется распоряжением, в предписаниях не указывается перечень обследований, исследований, которые необходимо провести.

В целях оптимизации противоэпидемической работы, недопущения формирования очагов инфекционных и паразитарных болезней, своевременной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера на территории Российской Федерации предлагаю:

1. Обеспечить своевременное и качественное проведение плановых мероприятий по контролю за соблюдением санитарного законодательства, обратив особое внимание на предприятия "эпидемического риска" - детские учреждения, предприятия пищевой промышленности, организации общественного питания.

2. Осуществлять межведомственное взаимодействие на всех этапах проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе на этапе регистрации случаев инфекционных и паразитарных болезней.

3. Организовать деятельность лабораторной сети в соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней".

4. Обеспечить качественное проведение лабораторных исследований по этиологической расшифровке эпидемических очагов.

5. Взять на контроль соблюдение требований регламентирующих документов по взаимодействию управлений Роспотребнадзора и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации при организации и проведении мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

6. Обеспечить обязательное юридическое сопровождение на всех этапах противоэпидемической работы.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018