| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 24 апреля 2009 г. N 01/5506-9-26

 

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ

 

Научно-исследовательские разработки в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в 2008 году осуществляли 29 подведомственных Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) научно-исследовательских учреждений (НИУ) гигиенического (10), эпидемиологического (14) и противочумного (5) профиля. Научный потенциал НИУ Роспотребнадзора в настоящее время составляет около 2700 человек, в том числе 16 академиков и членов-корреспондентов РАМН, более 350 докторов и свыше 1000 кандидатов наук.

Кадровая проблема является одной из актуальных на сегодняшний день, как за счет снижения общей численности специалистов, так и за счет недостатка молодых специалистов. В динамике с 2006 года в НИУ Роспотребнадзора численность научных кадров снизилась на 27%, а доля специалистов в возрасте до 29 лет снизилась на 3% и составляет около 17% от общего количества научных сотрудников.

Основное количество сотрудников учреждений науки Роспотребнадзора - это специалисты в возрасте от 50 лет и старше (более 50%), из которых старше 60 лет - почти 30%. Сотрудников 40 - 49 лет, активных и имеющих определенный опыт работы, крайне недостаточно (17%), что является проблемой практически для всех научно-исследовательских учреждений Роспотребнадзора.

Диссертационные советы имеются в 2 НИУ гигиенического профиля и в 5 эпидемиологического профиля.

Анализ проводимых научных исследований в НИУ Роспотребнадзора показал, что наблюдается частичное дублирование тем научно-исследовательских работ.

Так, например, различные аспекты вирусных гепатитов изучают 7 институтов ВИЧ/СПИД - 5, гриппа - 4, туберкулеза - 4, полиомиелита и энтеровирусных инфекций - 4, паразитарных инфекций - 6.

При сравнительно небольшом кадровом потенциале и ограниченных возможностях приборной базы большинство институтов планирует большое число тем (включая внебюджетную тематику), рассредоточивая силы и средства.

В то же время в отчетах НИУ практически не отражаются такие важные направления научно-исследовательской работы, как гигиена питания, гигиена детей и подростков, коммунальная гигиена.

На этапах планирования и формирования научной тематики отмечается недостаточное взаимодействие НИУ с органами и организациями Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, приводящее к тому, что результаты научных исследований неэффективно внедряются в практику.

Следует отметить положительный опыт работы НИУ по получению отечественных грантов (ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии) и международных (Северо-Западный центр гигиены и общественного здоровья, ЦНИИЭ, ГНЦ вирусологии и биотехнологии "Вектор").

На базе отдельных НИУ на функциональной основе осуществляют деятельность региональные центры (по СПИД, по гепатитам, по природно-очаговым инфекциям, по радиационной безопасности). Из 19 эпидемиологических институтов 16 являются сотрудничающими центрами с ВОЗ, из 10 гигиенических - 1.

В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 17.03.08 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней создано 45 референс-центров (Центров) по лабораторной диагностике и мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней, располагающихся на базе профильных лабораторий 17 ведущих НИУ Роспотребнадзора.

Однако из 45 Центров аккредитовано на проведение санитарно-эпидемиологических исследований только 19.

По данным центрального органа по аккредитации лабораторий в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" имеют аккредитацию лабораторий 12 (41%) НИУ Роспотребнадзора (41%) (5 - эпидемиологического профиля, 7 - гигиенического).

Одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора является разработка и пересмотр нормативно-методических документов.

Большая часть НИУ занимается разработкой и пересмотром научно-методических документов, в то же время аккредитованы на право разработки нормативно-методических документов 16 из 29 НИУ (55,2%).

Анализ проводимой НИУ работы по подготовке и пересмотру нормативных и методических документов санитарного законодательства свидетельствует о недостаточном взаимодействии с международными научными организациями и объединениями (ВОЗ, Комиссия кодекс Алиментариус, МОТ, комиссии Европейского Союза (ЕС), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и др.).

Недостаточное внимание уделяется анализу действующей нормативной и методической документации санитарного законодательства и ее гармонизации с действующими международными требованиями, стандартами и нормами.

При значительной публикационной активности НИУ Роспотребнадзора ни один институт не сообщил в своих отчетах, каков индекс цитируемости работ его научных сотрудников в отечественных и зарубежных профильных журналах.

Таким образом, можно выделить ряд недостатков в деятельности НИУ Роспотребнадзора:

- недостаточно эффективно осуществляется планирование, как научно-исследовательских работ, так и других направлений деятельности НИУ, в частности, организационно-методической работы, образовательной и международной деятельности;

- отсутствует аккредитация лабораторий, в том числе являющихся референс-центрами;

- недостаточно ведется разработка и внедрение результатов научных исследований, направленных на обеспечение деятельности органов и организаций Роспотребнадзора.

В целях совершенствования научного обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предлагаю директорам НИУ Роспотребнадзора:

1. Разработать планы совершенствования кадровой политики на 2009 - 2010 годы, определив конкретные задачи по повышению квалификации сотрудников и закреплению молодых ученых, обращая особое внимание на:

- обеспечение своевременного повышения квалификации и усовершенствования научных сотрудников и специалистов;

- взаимодействие с медико-профилактическими факультетами и профильными кафедрами медицинских ВУЗов;

- подготовку кадров высшей квалификации;

- работу с молодыми учеными и специалистами.

2. Усилить взаимодействие НИУ Роспотребнадзора с территориальными органами и организациями Роспотребнадзора и НИИ РАМН по вопросам научно-методического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3. Провести работу по аккредитации лабораторий в установленном порядке для проведения санитарно-эпидемиологических исследований и испытаний.

4. Провести анализ эффективности использования материально-технической базы и научного оборудования института с учетом проведенной в 2008 году инвентаризации.

5. Организовать информационное обеспечение деятельности НИУ (разработка сайта в соответствии с едиными требованиями Роспотребнадзора, обеспечение бесперебойной работы электронной почты и организации электронного обмена документами).

6. Провести анализ нормативных, методических документов санитарного законодательства Российской Федерации (санитарно-гигиенических норм и правил, гигиенических нормативов) с целью их гармонизации с действующими международными требованиями, стандартами и нормами и дать предложения по внесению изменений и дополнений в действующие на территории Российской Федерации нормативные, методические документы.

7. Представить предложения об организации и составу проблемных комиссий по отдельным направлениям исследований на базе профильных НИУ.

8. О результатах проведенных мероприятий и планах по выполнению поручений доложить до 1 июля 2009 года.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018