| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 24 ноября 2005 г. N 0100/10391-05-32

 

О САНИТАРНОМ СОСТОЯНИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

 

Проблема санитарной очистки является одной из важнейших в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации.

В России в настоящее время накоплено более 80 млрд. тонн отходов при ежегодном образовании около 30 млн. тонн твердых бытовых отходов и 120 млн. тонн промышленных отходов. В среднем на одного человека в год образуется около 1 тонны отходов: 200 кг ТБО (твердых бытовых отходов) и 800 кг промышленных отходов.

Огромные территории заняты под хранение и обезвреживание отходов. Общая площадь занятых отходами земель в целом по Российской Федерации превышает 2 тыс. кв. км.

Около 50 - 60% объема твердых бытовых отходов составляют полимерные упаковочные материалы.

Большие объемы и темпы накопления отходов вызваны высоким уровнем их образования и слабым развитием индустрии вторичной переработки. Отсутствует механизм экономической заинтересованности в переработке отходов и в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств.

Система очистки населенных мест крайне несовершенна. Основными нерешенными вопросами в сфере санитарной очистки территории населенных мест являются:

- недостаточные мощности (или их отсутствие) по сортировке, переработке и уничтожению мусора и отходов;

- отсутствие системы селективного сбора, вывоза и переработки отходов;

- наличие несанкционированных свалок на территории городов и населенных пунктов, приводящих к загрязнению почвы, грунтовых вод, атмосферного воздуха и являющихся кормовой базой для мышевидных грызунов;

- возникновение стихийных свалок вокруг дачных поселков и садовых товариществ, при этом вместо вывоза практикуется сжигание отходов, приводящее к загрязнению окружающей среды стойкими органическими загрязнителями, в том числе диоксинами;

- нерациональное использование строительных отходов, которые лишь в небольших объемах подвергаются вторичному использованию и в большей части вывозятся на полигоны ТБО (твердых бытовых отходов);

- неудовлетворительная утилизация медицинских отходов.

Кроме того, серьезные проблемы с обращениями отходов имеют место в жилищно-коммунальном секторе: несвоевременный вывоз отходов с контейнерных площадок; неудовлетворительная организация сбора, хранения и вывоза крупногабаритных отходов; несоблюдение санитарных правил размещения контейнеров для сбора бытовых отходов вблизи жилых зданий.

Не соблюдаются требования СП 2.1.7.1038-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов", коэффициент заполнения многих полигонов около 100%.

В стране в настоящее время построено всего 15 мусороперерабатывающих и мусоросжигательных заводов, треть из них не работает, так как используются зарубежные технологии, рассчитанные на изначальный раздельный сбор отходов, практически не ведется строительство новых полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов.

Многими хозяйствующими субъектами не решается проблема утилизации и обезвреживания токсичных отходов, продолжается порочная практика вывоза их на несанкционированные свалки, что представляет наибольшую потенциальную опасность для здоровья населения.

Все это оказывает негативное влияние на почву, в ряде территорий в 2004 году доля проб, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям в селитебной зоне, значительно превышает средний показатель по Российской Федерации - 11,4% (Свердловская область - 54,2%, г. Санкт-Петербург - 50,2%, Красноярский край - 42,5%, г. Москва - 31,1%, др.).

Стабильно неблагополучной продолжает оставаться ситуация с превышением гигиенических нормативов по содержанию тяжелых металлов в почве в Дальневосточном федеральном округе.

Неудовлетворительная организация плановой санитарной очистки территорий населенных мест, особенно в неканализованном жилом секторе, нехватка специализированного автотранспорта, контейнеров, несвоевременный вывоз ТБО, отсутствие условий для мойки и дезинфекции автотранспорта, контейнеров для сбора бытовых и пищевых отходов приводит к высокому уровню микробного загрязнения почвы на территории жилой застройки.

Так, в Приморском крае 15 - 20% контейнеров в ветхом состоянии, требуют замены, износ специализированного транспорта 40 - 70%, на 80% территории частных домовладений г. Владивостока отсутствуют оборудованные площадки для сбора ТБО; в Тамбовской области согласованные проекты имеют только 50% свалок ТБО; в Рязанской области только за 4 месяца 2005 года поступили от населения 322 жалобы на несвоевременный вывоз бытовых отходов; в Воронежской области только 18% мест размещения ТБО (свалки, полигоны) санкционированы.

Доля пищевых продуктов в составе бытовых отходов составляет одну треть, что приводит к увеличению заселенности населенных мест грызунами, являющимися переносчиками таких инфекционных заболеваний, как псевдотуберкулез, иерсиниоз, лептоспироз. В последние годы заболеваемость этими зоонозами и число пострадавших от укусов крыс возросло, чему способствует и снижение объема дератизационных работ.

Обращает на себя внимание снижение мер административного воздействия, принимаемых территориальными управлениями Роспотребнадзора в 2004 году по сравнению с 2003 годом на 7% (Республики Карелия, Коми, Удмуртская, Мордовия; Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская области и др.).

Учитывая изложенное, Федеральная служба предлагает Территориальным управлениям Роспотребнадзора:

1. Выйти с предложениями в органы местного самоуправления:

- о принятии действенных мер по обеспечению эффективной системы плановой очистки территории населенных мест и ликвидации несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов;

- о разработке региональных целевых программ в области обращения отходов производства и потребления, строительстве современных полигонов для складирования и захоронения промышленных и бытовых отходов, благоустройстве свалок, строительстве мусоросжигательных и мусороперерабатывающих заводов, а также о создании условий для раздельного сбора, сортировки и переработки бытового мусора и промышленных отходов.

2. Ужесточить меры административного принуждения за загрязнение почвы и нарушение санитарного законодательства в области обращения с отходами.

3. Активизировать обучение работников жилищно-коммунального хозяйства вопросам обращения отходов производства и потребления, проводить с населением постоянную разъяснительную работу с привлечением средств массовой информации о необходимости селективного сбора и отходов.

4. Потребовать от индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению отходов производства и потребления, строгого соблюдения требований санитарного законодательства, регламентирующих данный вид деятельности.

5. Предлагаю также при проведении надзора за обращением отходов производства и потребления учесть предложения нашего письма от 06.10.2003 N 2510/11148-03-32.

6. Материалы по состоянию очистки населенных мест представлять в Федеральную службу ежегодно во время сдачи годового отчета.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018