| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 9 сентября 2009 г. N 01/13123-9-32

 

О РЕАЛИЗАЦИИ "ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ" В 2008 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" (далее - Программа) в 2008 году и сообщает, что на большинстве территорий страны к середине третьего этапа реализации Программы, рассчитанного на 2008 - 2010 гг., созданы условия, способствующие элиминации кори.

Всего в 2008 году зарегистрировано 27 случаев кори, из них 17 - завозные. Показатель заболеваемости корью по стране в целом и по сравнению с предыдущим 2007 годом снизился в 6,7 раз и впервые составил 0,018 на 100 тыс. населения или 0,18 на 1 млн. жителей. При этом достигнут критерий элиминации кори ВОЗ - менее 1 на 1 млн. населения.

Случаи заболевания корью регистрируются в 10 субъектах Российской Федерации, интенсивный показатель заболеваемости корью ни в одном из субъектов не превышал 1,0 на 100 тыс. населения.

Низкий уровень заболеваемости определяется, прежде всего, высоким охватом населения профилактическими прививками против кори. В настоящее время охват детей прививками против кори в декретированных возрастах в целом по стране превышает 97%, что соответствует регламентированным показателям и позволяет обеспечить эпидемическое благополучие детского населения.

Существенное влияние в предупреждении распространения инфекции среди взрослого населения, которое определяет заболеваемость корью в течение последних нескольких лет, оказало проведение дополнительной вакцинации лиц в возрасте 18 - 35 лет, не привитых против кори, не болевших корью ранее, не имеющих сведений о прививках. В целях повышения охвата профилактическими прививками взрослого населения издано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.08.2007 N 63 "Об усилении мероприятий по реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году".

В 2008 году также сохранилась тенденция преобладания взрослого населения в общей структуре заболеваемости корью, зарегистрировано 7 случаев у детей до 17 лет (из них 4 - у детей до 14 лет), 20 - у взрослых. Соотношение доли заболевших детей и взрослых составило соответственно 26% и 74% или 1:3. Более одной трети случаев заболевания корью среди взрослого населения составили взрослые 20 - 29 лет - 7 человек (35%).

Анализ прививочного статуса заболевших корью выявил, что заболевшие дети в возрасте до 14 лет не привиты, 1 - отказ родителей от прививок. Трое подростков 15 - 17 лет привиты двукратно. Из 20 заболевших взрослых не были привиты 12 человек (60%), 5 человек (25%) - привиты однократно, 3 (30%) - двукратно.

Указанные факты свидетельствуют, что на территории Российской Федерации по-прежнему сохраняется контингент, восприимчивый к кори, который при заносе инфекции может явиться причиной формирования очагов.

В 2008 году было зарегистрировано 23 очага кори, из них большинство - 19 очагов (82,6%) с одним случаем кори, 4 (17,4%) - с двумя случаями кори.

Случаи кори регистрировались в г. Москве (15 случаев), г. Санкт-Петербурге (2 случая), Ростовской области (3 случая), Воронежской, Вологодской, Тверской, Астраханской, Амурской областях, Республике Мордовия и Пермском крае - по одному случаю кори. Во всех субъектах заболеваемость обусловлена наличием импортированного источника инфекции преимущественно из стран Азии и Китая (ОАЭ, Индонезия, Индия, Китай, Вьетнам, Кыргызстан, Греция, Таиланд, Швейцария).

На этапе спорадической заболеваемости чрезвычайно важной составляющей эпиднадзора является оперативность проведения противоэпидемических мероприятий в очагах.

Вместе с тем в отдельных регионах недостаточно внимания уделяется эпидрасследованию случаев кори, выяснению источника инфекции, возможных и вероятных контактов, что особенно важно для территорий, где в течение месяца регистрируется один местный случай или единичные, не связанные друг с другом случаи заболевания.

В период элиминации для территорий, где случаи кори не регистрируются, важным направлением работы является активный поиск возможных пропущенных случаев заболевания среди больных другими экзантемными заболеваниями (с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью) независимо от первичного диагноза. Объем обследований таких больных за последние 4 года вырос с 1537 человек (2005 г.) до 2936 человек (2008 г.) и в целом по стране приближался к целевому показателю (не менее 2 на 100 тыс. населения).

Вместе с тем до настоящего времени такая работа не проводится в Чеченской республике, Калужской и Московской областях, а в Республиках Татарстан, Дагестан, Волгоградской области и Ханты-Мансийском автономном округе фактическое число обследованных больных в 2008 году значительно меньше предусмотренного планом.

Осуществление активного надзора за корью позволило получить обоснованное доказательство отсутствия местных случаев кори на большинстве территорий Российской Федерации.

О достаточно устойчивом эпидблагополучии по кори в стране свидетельствуют также результаты генотипирования диких штаммов вирусов кори, циркулирующих на территории России. В 2008 году по результатам генотипирования 6 штаммов были идентифицированы как представители генотипа D8, 3 штамма - генотипа H1 и 1 штамм - генотипа D9. Штаммы генотипа D8 были идентичны либо близкородственны по анализируемому фрагменту генома штаммам указанного генотипа, циркулирующим в Индии и ряде других стран Южной Азии, откуда они были импортированы; штаммы генотипа H1 являлись эндемичными для Китая, Вьетнама, Японии.

В 2008 году впервые на территории Российской Федерации выделен штамм вируса кори генотипа D9, который, по данным эпидемиологического расследования, был импортирован из Таиланда.

По результатам многофакторного анализа заболеваемости корью, охвата населения прививками живой коревой вакциной выявлены территории, а также возрастные и профессиональные группы повышенного риска заболевания.

С 2007 года активно проводилась иммунизация против кори кадровых военнослужащих в возрасте 18 - 35 лет в соответствии с календарем профилактических прививок Министерства обороны Российской Федерации.

Анализ отчетов о состоянии привитости взрослого населения в 2008 году показал, что в России в среднем 92% взрослых в возрасте 18 - 35 лет охвачено прививками живой коревой вакциной. Этот показатель колеблется от 12,8% до 96,9%. В Чукотском автономном округе охват прививками взрослого населения составил 39,8%, в Кабардино-Балкарской Республике - 50,2%, а в Московской области - 74,4%. Самый низкий уровень охвата прививками взрослых в Чеченской Республике - 12,8%. Принимая во внимание, что вторую прививку против кори в Республике получили всего 89,3% детей в возрасте 6 лет, складывающаяся ситуация вызывает особое беспокойство, поскольку именно эта Республика определила заболеваемость корью в ЮФО в 2003 - 2004 гг.

В то же время, следует отметить, что в Калининградской, Ивановской, Ростовской, Белгородской, Оренбургской, Брянской областях и др. при проведении профилактических прививок против кори большое внимание уделяется профессиональным (медицинские работники, преподаватели, торговые работники и пр.), труднодоступным группам населения (мигранты и пр.) и призывникам.

Анализируя состояние привитости против кори, можно отметить, что на территориях страны в целом поддерживается стабильно высокий охват прививками детского населения: во всех субъектах страны охват прививками детей в возрасте до 2 лет в среднем составляет 98,6%.

Однако на территории ряда регионов охват прививками против кори к 2008 году не достиг 98%-ного уровня: Ивановская (97,3%), Московская (97,4%), Ярославская (97,6%), Ленинградская (97,7%), Тульская (97,8%) области, Республика Ингушетия (97,95%), Чеченская Республика (96,13%).

Охват детей в возрасте 6 лет второй прививкой против кори по территориям составляет 83,9% - 99%, в среднем - 97,22%. Несколько увеличился показатель в Чеченской Республике - с 79,1% в 2007 году до 83,9% в 2008 году.

В текущем году число заболевших корью выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 4,5 раза: за 7 месяцев 2009 года в Российской Федерации зарегистрировано 95 случаев кори, в том числе 25 детей, интенсивный показатель заболеваемости на миллион жителей составил 0,66 против 0,19 в 2008 году.

Анализ показал, что 26 случаев кори были импортированы в Россию из Украины, Германии, Франции, Вьетнама, Индии, Таиланда и Китая.

Чаще корь завозили русские туристы из Таиланда (преимущественно из Паттайи и Бангкока) - 9 случаев и из Индии (территория Гоа) - 8 случаев.

Заболеваемость корью регистрировалась на территории: Москвы (30 случаев), Иркутска (41 случай), Красноярска (17 случаев), Республики Саха (4 случая), Московской области (1 случай), Кемеровской области (1 случай), Хабаровского края (1 случай).

По-прежнему преимущественно болеют непривитые, в том числе 15 детей в возрасте до 1 года (вакцинации не подлежали); один ребенок в возрасте 1 года 1 мес. (имеет временный медотвод); 10 детей в возрасте от 1 года до 9 лет (не привиты из-за отказа родителей); один ребенок в возрасте 1 года - житель Вьетнама (прививочный анамнез неизвестен).

Из 70 заболевших корью взрослых: 24 (34,3%) - не имели сведений о прививках; 20 (28,6%) - не были привиты против кори; 9 (12,9%) - получили одну прививку; 17 (24,3%) пациентов - привиты двукратно. Среди заболевших корью взрослых 24 пациента в возрасте от 21 до 35 лет, подлежащих прививкам, не имели сведений о них.

В связи с вышеизложенным, учитывая выявление лиц, восприимчивых к кори среди взрослого населения в ряде субъектов Российской Федерации, в 2009 году необходимо завершить вакцинацию взрослого населения и перейти на проведение иммунизации детей.

В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году предлагаю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации:

1.1. Обеспечить повсеместное поддержание высокого уровня (95 - 98%) охвата прививками против кори строго в сроки, установленные национальным календарем профилактических прививок.

1.2. Завершить до 1 января 2010 года согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.07.2007 N 63 вакцинацию взрослых до 35 лет, непривитых, не болевших, не имеющих сведений о прививках, с первоочередной вакцинацией студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов и труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), а также взрослых из групп риска - медицинских работников, педагогов, работников торговли и др. - с охватом не менее 95 - 98% от числа подлежащих.

1.3. Обеспечить действенный надзор за состоянием и достоверностью привитости против кори детей в декретированных возрастах и взрослых до 35 лет.

1.4. Обеспечить активное выявление и обязательное лабораторное подтверждение случаев кори среди больных экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100 тыс. населения (ежегодно).

1.5. Обеспечить соблюдение регламентированных сроков сбора, доставки в региональные центры и лабораторного исследования материала от больных для серологического подтверждения диагноза кори.

1.6. При возникновении очагов кори своевременно проводить полный комплекс противоэпидемических и профилактических мероприятий, включая иммунизацию контактных, непривитых, не болевших корью ранее, а также не имеющих сведений о прививках независимо от возраста.

1.7. Обеспечить сбор и доставку в Национальный научно-методический центр по надзору за корью материала:

1.7.1. От всех больных корью (при возникновении вспышек обследуются первые 5 больных) - для вирусологических исследований;

1.7.2. Из очагов кори - для проведения молекулярно-генетических исследований в целях установления источника инфекции.

1.8. Обеспечить систематическое взаимодействие и обмен информацией с учреждениями ведомственного подчинения о случаях заболевания корью, по вопросам диагностики, организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.

1.9. Активизировать работу по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.

1.10. Принять необходимые меры и осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах холодовой цепи в соответствии с СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов".

2. Национальному научно-методическому центру по надзору за корью продолжить работу по мониторингу заболеваемости корью с представлением аналитических материалов в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в установленном порядке.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018