| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 25 марта 2010 г. N 01/4254-0-32

 

О ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2009 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что оперативное реагирование на внезапный рост биологических опасностей на отдельных территориях, а также работа по выявлению и установлению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний является одним из важнейших направлений деятельности Роспотребнадзора по обеспечению биологической безопасности Российской Федерации.

В целях оптимизации учета и анализа эпидемических очагов, возникающих на территории Российской Федерации, издано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях в области общественного здравоохранения санитарно-эпидемиологического характера" (далее - Постановление), а также введена доработанная учетная форма ведомственного статистического наблюдения 23-09 "Сведения о вспышках инфекционных и паразитарных болезней" (далее - ф. 23-09). В указанных документах значительно расширен спектр нозологий, что позволяет упорядочить регистрацию возникающих очагов и проводить их полноценный ретроспективный анализ.

С принятием Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" повышаются требования и к проведению внеплановых мероприятий по надзору: грамотное оформление документов в целях внепланового обследования объекта при согласовании с органами прокуратуры, четкая формулировка эпидемиологического диагноза, основанного на объективной доказательной базе при проведении эпидемиологического расследования.

В прошедшем 2009 году в Российской Федерации согласно ф. 23-09 было зарегистрировано 1684 эпидемических очага от 5-ти случаев с числом пострадавших более 43 тысяч человек, в том числе - 101 очаг инфекционных и паразитарных болезней, учет которых проводился в оперативном порядке (по Постановлению).

Увеличение общего числа очагов обусловлено: во-первых - введением новой статистической формы, которая расширила спектр регистрируемых нозологий, во-вторых - регистрацией значительного числа очагов гриппа в условиях объявленной Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) пандемии.

Наибольший удельный вес в структуре всех эпидемических очагов представлен вспышками с воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями передачи инфекции, составившими 65,5% (по числу пораженных - 83,1%).

На втором месте вспышки с контактно-бытовым путем передачи инфекции - 20,5% (по числу пораженных 7,0%), далее - пищевые - 11,5% (по числу пораженных 6,6%), водные - 2,0% (по числу пораженных 3,0%) и прочие - 0,4%.

В этиологической структуре наиболее значимых (средних и крупных) очагов, зарегистрированных в соответствии с Постановлением, в 2009 году также преобладали острые респираторные инфекции и грипп, составившие 24% (24 очага). Затем по значимости следовали сальмонеллезы, ОКИ и ПТИ с установленными возбудителями (по 16%), при этом ПТИ стафилококковой этиологии составили 8%. В прошедшем году сохранилась значимость дизентерии - 9%, в том числе дизентерии Флекснера - 4%. В последние годы растет удельный вес очагов энтеровирусной инфекции, который в минувшем году составил 9%.

В 2009 году наиболее эпидемически значимыми по-прежнему оставались детские учреждения (детские сады, школы, санатории и другие оздоровительные учреждения), где зарегистрировано более 50% вспышек, из них в школах - 28%. На долю лечебно-профилактических учреждений пришлось 10% очагов. Среди населения городов и поселков было зарегистрировано 24% очагов, при этом 38% из них были связаны с предприятиями по производству продуктов и объектами общественного питания: Омская область - эшерихиоз 0-157 (молочные продукты), Республика Дагестан - ПТИ стафилококковой этиологии (кондитерский цех, кулинарные изделия), Кировская область - сальмонеллез (магазин-кулинария, многокомпонентные салаты), Пензенская область - ПТИ стафилококковой этиологии (кафе, холодные закуски), Владимирская область - сальмонеллез (столовая, многокомпонентные салаты), Кемеровская область - сальмонеллез (пекарня, бисквитный рулет), Калининградская область - сальмонеллез (закусочная, шаурма), г. Санкт-Петербург - сальмонеллез (ресторан китайской кухни), г. Москва - дизентерия (ресторан).

Причинами возникновения вспышек пищевого характера, как правило, являлись грубейшие нарушения технологического процесса на предприятиях, занятых в сфере производства и оборота пищевых продуктов, а также на пищеблоках при приготовлении блюд, в том числе:

- несоблюдение сроков хранения и правил обработки продуктов питания;

- несоблюдение требований к содержанию помещений, обработке кухонного оборудования, инвентаря и столовой посуды;

- невыполнение сотрудниками пищевых предприятий и пищеблоков правил личной гигиены.

Вспышки контактно-бытового характера, а также инфекции, распространяющиеся воздушно-капельным и воздушно-пылевым путями, были обусловлены нарушениями санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях, заносом инфекционных заболеваний больными и персоналом, несоблюдением гигиенических норм.

Эпидемические очаги с водным путем передачи инфекции были связаны с неудовлетворительным состоянием коммунальных систем, несоблюдением питьевого режима при использовании воды децентрализованных источников, а также правил водоподготовки перед подачей воды населению. Это, в первую очередь, энтеровирусные, ротовирусные и норовирусные инфекции, гепатит А (Хабаровский край, Удмуртская Республика, ХМАО, Республика Дагестан, Московская, Нижегородская и Рязанская области).

Наибольшее число средних и крупных эпидемических очагов (по Постановлению) было зарегистрировано в Красноярском крае (10 очагов), Московской области (8 очагов), Хабаровском крае (5 очагов), Ханты-Мансийском автономном округе (5 очагов), Нижнем Новгороде (4 очага), Ставропольском крае (4 очага), Ивановской области (4 очага), Свердловской, Кировской, Иркутской, Омской областях, Ямало-Ненецком автономном округе, Забайкальском крае (по 3 очага).

В прошедшем году наибольшее число очагов с воздушно-капельным путем передачи инфекции было связано с пандемическим гриппом A/H1N1sw-09.

Учет очагов проводился в предверии эпидемического неблагополучия и после него. Осенний период 2009 г. характеризовался возникновением локальных очагов инфекции в образовательных учреждениях: октябрь - 14 крупных очагов (Приморский, Красноярский, Хабаровский края, г. Москва, Кировская, Белгородская, Ивановская, Московская области, ЯНАО), в ноябре - 6 очагов (Волгоградская, Вологодская области, Республика Хакасия).

При превышении эпидемического порога в несколько раз возникающие очаги расценивались как проявление единого эпидемического неблагополучия (эпидемия).

В постэпидемический период зарегистрировано 2 крупных очага - в Республике Коми (декабрь 2009 - январь 2010) и Тульской области (февраль 2010). Во всех случаях формирование локальных эпидемических очагов гриппа было связано с заносом инфекции в учреждение и несвоевременной организацией противоэпидемических мероприятий.

По-прежнему сохраняет свою актуальность сальмонеллезная инфекция. Уровни заболеваемости, превышающие среднероссийские показатели, в последние годы регистрируются в 36 - 40 субъектах, преимущественно Дальневосточного, Сибирского, Уральского, Приволжского, Северо-Западного регионов.

В структуре очагов, зарегистрированных по оперативным данным, вспышки сальмонеллеза в течение последних 10-ти лет составляли от 14% до 30%. В 2007 году они заняли лидирующее положение и составили 27,3% (24 очага), в 2008 году - 18% (15 очагов), в 2009 - 16% (16 очагов).

В этиологической структуре сальмонеллезных очагов по-прежнему преобладает сальмонелла энтеритидис (81%).

Наиболее частым фактором передачи являлись кондитерские изделия, блюда из кур и яиц. В последнее время все чаще регистрируются очаги сальмонеллеза, факторами передачи в которых выступают вторично инфицированные блюда, а в качестве источников инфекции рассматриваются сотрудники, непосредственно занятые в их приготовлении.

Вместе с тем, в течение последних 3-х лет наблюдается объективное уменьшение числа пострадавших в сальмонеллезных очагах, что может свидетельствовать о своевременности начала и адекватности противоэпидемических мероприятий (2007 год - 1884 пострадавших в очагах (596 детей), 2008 год - 735 пострадавших (380 детей), в 2009 году - 547 пострадавших (243 ребенка)).

В то же время, по данным мониторинга отмечается тенденция к увеличению удельного веса сальмонелл группы С, выделяемой из внешней среды, в первую очередь Salmonellae infantis. В 2004 г. такие находки были единичными, в 2005 г. они уже составляли 9,5% от всех случаев выделения сальмонелл из пищевых продуктов, а в 2008 г. - 19,6%. Также увеличивается число изолятов, выделенных от больных людей (в России в период с 2003 по 2008 гг. - 252, 88, 309, 207, 245 и 505 штаммов, соответственно). Такие тенденции свидетельствуют о формировании новых резервуаров возбудителя в природе, что требует осуществления комплекса исследований, направленных на выявление возможных источников инфекции, не имеющих большого значения в предыдущие годы.

Широкое внедрение новых современных методов исследования в лабораторной сети Роспотребнадзора позволили в течение последних 3-х лет в целом уменьшить число нерасшифрованных средних и крупных эпидемических очагов (по Постановлению) с 14% в 2007 г. до 7% в 2009 г.

Вместе с тем, согласно ф. 23-09 в прошедшем году удельный вес нерасшифрованных в стране вспышек ОКИ от 5-ти случаев составил 20,4%.

В очагах по-прежнему не диагностируется такая актуальная в индустриально развитых странах нозология как кампилобактериоз. По данным Европейского бюро ВОЗ, эта нозология вместе с сальмонеллезом занимает лидирующие позиции среди эпидемических очагов, связанных с пищевыми продуктами. В последние годы в России нет данных по регистрации пищевых токсикоинфекций (ПТИ), связанных с клостридиями перфрингес, в то время как по данным CDC их удельный вес в структуре пищевых вспышек лишь немногим уступает ПТИ стафилококковой природы.

Следует отметить, что при проведении эпидемиологических расследований не всегда верно проводится определение границ очага (Московская область, Красноярский край). Так, при оценке ситуации в августе 2009 г. в Истринском районе Московской области диагноз энтеровирусной инфекции выставлялся только на основании лабораторного подтверждения без учета клинико-эпидемиологических данных. В результате - границы очага были определены неверно, что привело к неадекватным противоэпидемическим мероприятиям и заносу инфекции в Курскую область.

По итогам 2009 г. отмечается улучшение взаимодействия с референс-центрами в рамках Приказа от 17.03.2008 N 88 "О мерах по совершенствованию мониторинга за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней". Необходимо отметить активную работу, проводимую референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекций верхних и нижних дыхательных путей (ФГУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора), ФГУН "ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора - в условиях эпидемии гриппа. Достаточно активно функционируют референс-центры по мониторингу за ЭВИ (ФГУН "Нижегородский НИИЭМ им. академика И.Н. Блохиной" и ФГУН "Хабаровский НИИЭМ" Роспотребнадзора), за сальмонеллезами, острыми кишечными инфекциями, менингококковой инфекцией (ФГУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора), за корью и краснухой (ФГУН "Московский НИИ им. Габрического" Роспотребнадзора), иерсиниозами (ФГУН "Санкт-Петербургский НИИЭМ имени Пастера" Роспотребнадзора).

Вместе с тем в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" на соответствие требованиям ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" остаются не аккредитованными 25 (55%) референс-центров (на базах ФГУН "ГНЦ прикладной микробиологии и биотехнологии", ФГУЗ "Ростовский-на-Дону НИПЧИ", ФГУЗ "Ставропольский НИПЧИ", ФГУЗ "Волгоградский НИПЧИ", ФГУЗ "Иркутский НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока", ФГУН "ГНЦ ВБ "Вектор", ФГУН "Ростовский НИИ микробиологии и паразитологии", ФГУН "Тюменский НИИ краевой инфекционной патологии", ФГУН "ННИИИЭМ им. акад. И.Н. Блохиной", ИМПиТМ им. Е.Н. Марциновского, ММА им. И.М. Сеченова Роздрава, НИИ гриппа РАМН), что ограничивает их возможность в организации и проведении стандартизации лабораторных исследований, верификации результатов исследований образцов, полученных как из лабораторной сети системы Роспотребнадзора, так и лабораторных сетей других министерств и ведомств. Кроме того, задержка в аккредитации референс-центров в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" на соответствие требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2006 приведет к замедлению реализации на территории Российской Федерации Международных медико-санитарных правил - ММСП (2005 г.).

Недостаточно активной остается деятельность референс-центров по организации и участию в работах по внешней оценке качества лабораторной диагностики. Анализ представленных материалов показал, что в программах внешней оценки качества в 2009 году принимали участие лишь 16 (35,6%) референс-центров. При этом 8 (функционирующие на базе ФГУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора) работали как в отечественной, так и в международной системах (Федеральная система внешней оценки качества (ФСВОК) и Контроль качества молекулярных исследований (QSMD)).

Одним из важных направлений деятельности референс-центров является организация работы по внешней оценке качества лабораторной диагностики в территориальных учреждениях Роспотребнадзора, которая практически не проводится. В 2009 году (апрель - июнь) была организована и проведена только одна верификация для специалистов региональных и территориальных лабораторий с помощью панелей зашифрованных образцов - по индикации возбудителей гриппа. Верные результаты расшифровки панели представили только 23,1% ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации. При проведении процедуры 62,6% ФГУЗ допустило одну ошибку и более.

Почти в половине субъектов Российской Федерации (48%) отсутствует взаимодействие между Управлениями Роспотребнадзора, региональными и референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней как в плановом порядке, так и при осложнении эпидситуации.

В целях оптимизации противоэпидемической работы, недопущения формирования очагов инфекционных и паразитарных болезней, своевременной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера на территории Российской Федерации предлагаю:

1. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:

1.1. Взять на контроль организацию и проведение мероприятий в очагах инфекционных и паразитарных болезней, принять меры по повышению ответственности специалистов при установлении причинно-следственной связи формирования очагов.

1.2. Обеспечить качественное проведение мероприятий в ходе планового надзора. Обратить особое внимание на эпидемически значимые объекты: детские и лечебно-профилактические учреждения, учреждения летнего отдыха и оздоровления детей, предприятия, связанные с производством и оборотом продуктов питания.

1.3. Обеспечить контроль за выполнением предписаний, выданных в ходе плановых и внеплановых проверок на эпидемически значимых объектах.

1.4. При подготовке к летнему оздоровительному периоду в ходе плановых мероприятий по надзору обратить внимание на санитарно-техническое состояние пищеблоков, складов, спальных помещений учреждений летнего отдыха и оздоровления детей, гигиеническую аттестацию персонала, опыт его работы в детских учреждениях, поставщиков продуктов питания и плодоовощной продукции, наличие договоров на проведение дезинфекции и дератизации, планирование акарицидных обработок, наличие квалифицированного медицинского персонала.

1.5. Обеспечить своевременную этиологическую расшифровку эпидемических очагов, взаимодействие с региональными центрами и референс-центрами в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.

1.6. Принять меры по повышению квалификации специалистов, привлекаемых для работы в эпидемических очагах, в первую очередь эпидемиологов и сотрудников лабораторий.

1.7. Запланировать и провести обучающие семинары с медицинскими работниками детских и специалистами лечебно-профилактических учреждений по вопросам профилактики актуальных инфекционных нозологий.

2. Директорам научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора:

2.1. Обеспечить деятельность референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней по оказанию практической и методической помощи субъектам Российской Федерации в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.

2.2. Принять меры по аккредитации лабораторий в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" на соответствие требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2006.

2.3. В течение 2010 года организовать и провести внешний контроль качества в лабораторной сети Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации по курируемым нозологиям.

3. О проведенной работе доложить в наш адрес до 01.06.2010.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018