| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 29 июня 2010 г. N 01/9617-0-32

 

О РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

САНИТАРНОГО ВРАЧА ОТ 25.12.2007 N 94 "ОБ УСИЛЕНИИ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПАРАЗИТАРНЫХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ И ЭЛИМИНАЦИИ МАЛЯРИИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала ход реализации Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2007 N 94 "Об усилении мероприятий по предупреждению паразитарных заболеваний и элиминации малярии в Российской Федерации" и сообщает следующее.

На территории большинства субъектов Российской Федерации принимаются действенные меры по элиминации малярии, в том числе по возникновению местных случаев трехдневной малярии, проведению фенологических наблюдений и противокомариных мероприятий, улучшению качества лабораторной диагностики малярии и по предупреждению летальных исходов от тропической малярии.

В результате принятых мер заболеваемость малярией сократилась с 128 случаев в 2007 году до 105 случаев в 2009 году. В 2009 году впервые на территории Российской Федерации не зарегистрированы случаи малярии с местной передачей, после четырнадцатилетней непрерывной регистрации.

В 2009 году отмечено снижение числа летальных исходов от тропической малярии по сравнению с предыдущими годами (от 5 сл. в 2004 году до 1 сл. в 2009 году), что обусловлено обеспечением ранней диагностикой заболевания, назначением адекватного лечения, а также улучшением знаний у медицинских работников по малярии в результате ежегодной подготовки медицинских работников по данной проблеме с проведением тестирования.

Вместе с тем, результаты плановой проверки Управления Роспотребнадзора Мурманской области по вопросу эпиднадзора за малярией свидетельствуют о крайне низком уровне подготовки медицинских работников в ряде лечебно-профилактических учреждений и эпидемиологическом надзоре за малярией. В 2008 году в Самарской области был зарегистрирован летальный исход от тропической малярии, и в 2009 году вновь отмечается ошибка в лабораторной диагностике малярии. Так, в препаратах крови были обнаружены P.vivax вместо P.falciparum, что послужило причиной назначения неадекватной терапии.

Во всех субъектах Российской Федерации проводится организационная работа по профилактике паразитозов. Вопросы борьбы с паразитозами рассматриваются на межведомственных санитарно-противоэпидемических комиссиях, вносятся на рассмотрение в органы исполнительной власти и местного самоуправления. Информация о принятых решениях направляется в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Прокуратуры.

По данным формы 6-06 "Сведения о разработке и реализации региональных программ по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за 2009 год" в 12 (в 2008 году - 8) субъектах Российской Федерации (Краснодарском и Приморском краях, Республиках Дагестан, Коми, Северной Осетии (Алании), Карачаево-Черкесской Республике, Московской, Пензенской, Челябинской, Ростовской, Тверской областях, городе Москва) приняты и финансируются целевые программы по профилактике паразитарных заболеваний.

Результаты плановой проверки Управления Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) свидетельствуют о целенаправленной работе, осуществляющейся в субъекте. Так, в Республике Саха (Якутия) создан республиканский паразитологический кабинет на базе Республиканской больницы, мероприятия по профилактике паразитозов внесены в действующие программы "Охрана окружающей среды", "Реформирование и развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Саха (Якутия)".

Вместе с тем, на территориях (Тюменской, Томской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов), где регистрируется 97% случаев заболевания описторхозом в Российской Федерации и откуда происходит завоз инвазии на другие территории, на протяжении ряда лет отсутствуют целевые комплексные программы по профилактике описторхоза.

Животноводческие хозяйства (комплексы) являются объектами эпидемиологической опасности по распространению возбудителей паразитарных заболеваний. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации не проводились исследования почвы: в Пермском и Хабаровском краях, Ханты-Мансийском автономном округе, Республиках Алтай, Тыва, Башкортостан, Хакасия, Коми, Чеченской Республике, Астраханской, Архангельской, Рязанской, Псковской, Новосибирской, Омской, Томской, Амурской, Магаданской областях.

Эпидемиологически значимыми объектами в распространении инвазионного начала являются сточные воды и их осадки. Референс-центр по санитарно-паразитологическому мониторингу и мониторингу за ларвальными гельминтозами (ФГУН "Ростовский научно-исследовательский институт медицинской паразитологии" Роспотребнадзора) на основании данных Управлений Роспотребнадзора по Южному федеральному округу провел анализ деятельности 335 очистных сооружений канализации (ОСК) в этих субъектах.

Следует отметить, что информация в Референс-центр о состоянии очистных канализационных сооружений из Управлений Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, Республикам Калмыкии, Ингушетии, Северной Осетии (Алании), Чеченской Республике, Астраханской области не поступила в полном объеме.

Анализ материалов ОСК показал, что 67% сооружений имеют биологическую очистку и 33% механическую. Утилизация осадков сточных вод осуществляется в 42% на сельскохозяйственные удобрения, в 13% осадок вывозится на полигоны ТБО (твердых бытовых отходов) и 26% - на складирование.

Только 59,5% учреждений ОСК перед утилизацией выдерживают осадки сточных вод с разделением территории на климатические пояса. Однако и эти учреждения, несмотря на требования СанПиНа 2.1.7.573-96 "Гигиенические требования к использованию сточных вод и их осадков для орошения и удобрения", для подтверждения безопасности осадка по паразитологическим показателям не определяют экспериментальным путем сроки выдерживания осадков на иловых площадках.

Определение жизнеспособности яиц гельминтов и цист простейших проводится в 6% исследований.

В результате нарушения режимов дезинвазии сточных вод, многократной длительной эксплуатации иловых площадок происходит значительное обсеменение осадков. Так, например, на Ростовском ОСК в 1 кг осадка выявлено яиц гельминтов - 425, на ОСК г. Анапы - свыше 2000 яиц гельминтов.

На ОСК Южного федерального округа дегельминтизация и дезинвазия сточных вод осуществляется в 42,2% (в том числе препаратами биологического ингибирования в 9,8%).

Обращает внимание, что хлорирование не обеспечивает дезинвазию сточных вод и их осадков.

В г. Москве отсутствует надлежащий контроль за дезинвазией сточной воды. Так, по данным формы N 18 на выходе из очистных сооружений в г. Москве исследовано всего 2 пробы сточной воды.

Результаты плановой проверки управлений Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу, Волгоградской, Мурманской, Курской, Новосибирской, Иркутской областям, Еврейской автономной области по вопросу эпиднадзора за паразитозами свидетельствуют о низком качестве надзора за эффективностью применяемых технологических режимов по обеззараживанию сточных вод и их осадков.

Анализ представленных материалов показал, что в 2009 году в ряде субъектов Российской Федерации проведена определенная работа по укреплению материально-технической базы паразитологических лабораторий. По-прежнему укрепление материально-технической базы (пробоотборниками, бинокулярными микроскопами, вытяжными шкафами и др.) ведется, в основном, в Центрах гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации, в то время как их филиалы оснащаются по остаточному принципу.

В ряде субъектов Российской Федерации принимаются меры по повышению квалификации специалистов по разделу паразитологии, в том числе на центральных базах Российской медицинской академии последипломного образования и в Институте медицинской паразитологии и тропических болезней им. Е.И. Марциновского ММА им. И.М. Сеченова. Краснодарский край использует такую форму для подготовки специалистов, как выездные циклы.

В целях улучшения профилактических, противоэпидемических, лечебных мероприятий по паразитозам предлагается:

1. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации совместно с руководителями органов управлений здравоохранением субъектов Российской Федерации:

1.1. Продолжить работу по реализации Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.12.2007 N 94 "Об усилении мероприятий по предупреждению паразитарных заболеваний и элиминации малярии в Российской Федерации".

1.2. Принять дополнительные меры по улучшению подготовки специалистов лечебно-профилактических учреждений по диагностике и лечению больных паразитарными болезнями, специалистов Роспотребнадзора, курирующих вопросы по паразитарным заболеваниям.

2. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

2.1. Применять меры административной ответственности к руководителям водоканалов и иных предприятий, допускающих сброс сточных вод в водоемы, являющиеся источниками питьевого водоснабжения, а также используемые для рекреационного водопользования и в черте населенных мест, без проведения дезинвазии.

2.2. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства в части обеспечения населения питьевой водой, продуктами питания безопасными по паразитологическим показателям.

2.3. Усилить надзор за проведением комплекса противопаразитарных мероприятий в курортных городах.

3. Главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации:

3.1. Принять необходимые меры по дальнейшему укреплению материально-технической базы паразитологических лабораторий (бинокулярными микроскопами, центрифугами, пробоотборниками, вытяжными шкафами и т.д.).

3.2. Принять меры по повышению качества лабораторной диагностики малярии (в том числе качество приготовления препаратов крови).

4. Руководителям Роспотребнадзора по Ставропольскому краю, республикам: Калмыкии, Ингушетии, Северной Осетии (Алании), Чеченской Республике, Астраханской области представить в полном объеме информацию в Референс-центр по санитарной паразитологии и ларвальным гельминтозам к 01.08.2010.

5. Руководителю Роспотребнадзора по Самарской области принять действенные меры по подготовке специалистов по малярии.

6. Руководителям Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому, Ханты-Мансийскому автономным округам, Томской, Тюменской областям усилить эпидемиологический надзор за описторхозом.

7. Руководителю Роспотребнадзора по Мурманской области принять действенные меры по усилению эпидемиологического надзора за малярией, по улучшению качества лабораторной диагностики малярии, по организации подготовки кадров по паразитологии, в том числе малярии.

8. Руководителю Роспотребнадзора по Республикам Дагестан, Чеченской Республике и Ямало-Ненецкому автономному округу усилить эпидемиологический надзор за тениаринхозом.

Информацию о проделанной работе представить в Роспотребнадзор в срок до 01.10.2010.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017