| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 5 августа 2010 г. N 01/11604-0-23

 

О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО НЕДОПУЩЕНИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЯ

ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ В УСЛОВИЯХ АНОМАЛЬНО ЖАРКОГО ЛЕТА

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сообщает, что на фоне необычно жаркого лета на большей части территории Российской Федерации, ухудшения качества питьевой воды, использования населением в рекреационных целях водоемов, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам, в начале августа текущего года, по данным оперативного мониторинга, рост заболеваемости острыми кишечными инфекциями (ОКИ) наблюдается в 52-х субъектах Российской Федерации.

При этом превышение среднемноголетних показателей заболеваемости ОКИ более чем в 2 раза наблюдается в Московской (111,3%), Псковской (137,8%), Самарской (135,7%) областях, г. Санкт-Петербург (119,9%), республиках Ингушетия (136,8%), Башкортостан (208,7%), Мордовия (111,3%), Чувашской Республике (3,11 раза). Приближаются к таким показателям (превышение среднемноголетних уровней от 70% до 90%) еще 9 регионов: Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Смоленская, Тульская, Ростовская, Пензенская области, г. Москва.

С начала 2010 года в России отмечено увеличение числа очагов инфекционных и паразитарных болезней в 2 раза, в основном за счет инфекций, передающихся пищевым, водным и контактно-бытовыми путями. В июне - июле спектр нозологических форм был представлен вирусным гепатитом A, норовирусной и ротовирусной инфекциями, дизентерией Флекснера и Зонне, сальмонеллезами, энтеровирусными инфекциями, пищевыми токсикоинфекциями стафилококковой и энтеробактериальной этиологии. Большинство очагов связаны с нарушением санитарно-эпидемиологических правил на предприятиях общественного питания (содержание помещений, хранение продуктов, соблюдение правил личной гигиены), на пищеблоках летних оздоровительных учреждений, на коммунальных сетях населенных пунктов.

В условиях аномально высоких летних температур, засухи во многих регионах России происходит уменьшение дебита водоисточников, обмеление рекреационных зон поверхностных водоемов, что приводит к дефициту воды, существенному изменению ее качественных показателей и способствует формированию водных очагов инфекционных болезней различной этиологии, а также повышает риск развития такой опасной нозологии, как холера.

В течение 3-х последних лет случаи заболеваний холерой на территории страны не регистрировались.

Вместе с тем в рамках проводимого в плановом порядке мониторинга за циркуляцией возбудителя холеры в России из объектов окружающей среды ежегодно изолируется от 29-ти до 119 холерных вибрионов О1 и О139 серогрупп. В 2001 году было выделено 874 культуры. Кроме того, в период 1994 - 1999 гг. в Республике Дагестан, Приморском крае и Сахалинской области были зарегистрированы выделения вирулентных штаммов холерных вибрионов. В 2010 году по состоянию на 5 августа из воды поверхностных водоемов в г. Москве, Республике Калмыкия, Ростовской области выделено 40 нетоксигенных культур холерных вибрионов О1 серогруппы, что превышает уровень 2009 года, когда, по данным ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, по состоянию на 20.08.2010 было выделено 20 культур возбудителя.

В настоящее время в мире сохраняется высокая степень опасности эпидемических проявлений холеры в ряде стран Азии и Африки с выносами инфекции на другие континенты, что определяет в целом неблагоприятный прогноз по этой нозологии на текущий год. По данным зарубежных источников, эпидемии холеры в июне - июле текущего года наблюдаются в Замбии, Сомали, Мозамбике, Камеруне, Зимбабве, Вьетнаме (дельта реки Меконг), Индии, Пакистане, Лаосе.

С учетом все возрастающей в последние годы туристической активности российских граждан сохраняется возможность заносов инфекции в страну всеми видами международного транспорта.

В июне - июле 2010 года в Российскую Федерацию было завезено три случая холеры из Индии, не получившие дальнейшего распространения среди населения. При анализе мероприятий, проводимых органами и учреждениями здравоохранения, при завозе холеры выявлен ряд недостатков, в том числе отсутствие настороженности медицинского персонала при клинических проявлениях, не исключающих диагноз холеры у граждан, прибывших из Индии.

Учитывая аномально жаркую погоду, сохранение условий, способствующих росту ОКИ и формирования эпидемических очагов, массовое возвращение из отпусков российских граждан из стран Азии и Африки, риск распространения холеры при ее завозе увеличивается.

Помимо холеры, с начала 2010 года были зарегистрированы случаи завоза на территорию Российской Федерации лихорадки Денге (Таиланд, Индонезия), брюшного тифа (Египет), полиомиелита (Республика Таджикистан, Республика Узбекистан), кори (КНР).

В целях недопущения распространения на территории Российской Федерации заболеваний с фекально-оральным механизмом передачи инфекции в условиях аномально жаркой погоды, недопущения возникновения случаев холеры и формирования эпидемических очагов, связанных с завозом инфекции на территорию страны, с учетом СП 3.1.1.2521-09 "Профилактика холеры", СП 3.1.1.1117-02 "Профилактика острых кишечных инфекций", Постановления Главного государственного санитарного врача от 19.03.2010 N 21 "О профилактике острых кишечных инфекций" предлагаю:

1. Руководителям Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

1.1. Взять на контроль ситуацию по заболеваемости острыми кишечными инфекциями, своевременности поступления экстренных извещений на больных из лечебно-профилактических учреждений.

1.2. Обратить особое внимание на показатели качества и объемы воды, подаваемой населению:

- при возникновении дефицита водоснабжения принимать меры по обеспечению подвозов воды, снабжению населения фабрично расфасованной водой в достаточном количестве;

- при ухудшении качественных показателей водопроводной воды вводить режим гиперхлорирования.

1.3. Принять срочные меры по благоустройству пляжей (мест для купания населения), обратить внимание на оборудование и дезинфекцию контейнеров для сбора твердых бытовых отходов, а также на своевременность вывоза мусора. Инициировать регулярную очистку рекреационных зон.

1.4. Усилить надзор за санитарно-гигиеническим состоянием территорий населенных пунктов, коммунальными объектами, транспортными узлами, местами массового отдыха населения; ужесточить контроль за сбросом сточных вод в открытые водоемы.

1.5. В целях профилактики сальмонеллеза на территориях с ростом заболеваемости более чем в 1,5 раза на предприятиях общественного питания временно запретить изготовление многокомпонентных салатов с добавлением куриного мяса и яиц.

1.6. При росте заболеваемости по сумме ОКИ более чем в 2 раза по согласованию с органами прокуратуры организовать проведение рейдовых проверок предприятий "быстрого" питания и цехов по изготовлению многокомпонентных салатов.

1.6. Принять меры по созданию запаса бактериофагов для экстренной профилактики ОКИ в эпидемических очагах.

1.7. В субъектах Российской Федерации с неудовлетворительными качественными показателями воды вынести на обсуждение органов исполнительной власти вопрос об иммунизации работников декретированных групп против гепатита A, в регионах, неблагополучных по всей группе ОКИ, - об иммунизации против дизентерии работников пищевых предприятий.

1.8. Обеспечить качественный эпидемиологический надзор за холерой на всех этапах выявления больных, начиная от пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации:

- обеспечить готовность учреждений к организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий в случае выявления больных (подозрительных) холерой;

- организовать проведение специальной подготовки по холере медицинского персонала лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), лабораторий, станций скорой (неотложной) медицинской помощи;

- принять меры по обеспечению готовности ЛПУ к приему больных (подозрительных) холерой, их лабораторному обследованию, наличию средств лечения и диагностики;

- организовать работу с экипажами судов, самолетов и других транспортных средств, совершающих рейсы в неблагополучные по холере страны, по действиям в случаях выявления больных с диареей, мерам личной профилактики и проведению первичных противоэпидемических мероприятий;

- при работе с юридическим лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими туроператорскую и турагентскую деятельность, обратить внимание на проведение обязательного информирования граждан, планирующих выезд в неблагополучные в эпидемическом отношении страны, о возможном риске заражения инфекционными болезнями, в том числе холерой.

1.9. Активизировать разъяснительную работу с населением по профилактике острых кишечных инфекций, в том числе холеры.

2. Руководителям противочумных учреждений Роспотребнадзора обеспечить оказание практической и методической помощи управлениям Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации в проведении эпидемиологического надзора за холерой.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017