| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 26 октября 2010 г. N 01/15270-0-32

 

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ВОДООТВЕДЕНИЯ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала ситуацию по соблюдению требований СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод" и сообщает.

В 2009 году в 27 субъектах Российской Федерации, в том числе в Чеченской Республике, Республиках Башкортостан, Коми, г. Москве, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком, Ненецком, Чукотском автономных округах, Томской, Новгородской, Тюменской, Архангельской, Кировской, Самарской, Ленинградской, Владимирской областях и других регионах доля проб воды водных объектов I категории, неудовлетворительных по санитарно-химическим показателям, превысила общероссийский показатель от 30% до 90% (Российская Федерация - 21,9%).

В 32 субъектах Российской Федерации удельный вес проб воды водных объектов II категории по санитарно-химическим показателям значительно превысил гигиенические нормативы по сравнению со средним показателем по Российской Федерации (24,1%).

Из анализа представленных материалов следует, что в 2009 г. по сравнению с 2008 г. ухудшились санитарно-химические показатели воды водных объектов II категории, значительно превысив гигиенические нормативы от 20% до 50%. При этом, в Удмуртской Республике, Приморском и Краснодарском краях, Ханты-Мансийском АО, Кировской, Тульской, Владимирской, Новгородской, Сахалинской, Томской, Свердловской, Брянской, Орловской, Кемеровской, Челябинской и Нижегородской областях, г. г. Санкт-Петербурге и Москве эти показатели ухудшились по сравнению с предыдущим годом.

Такое положение требует от органов Роспотребнадзора по субъектам. Российской Федерации повышения ответственности за соблюдением санитарного законодательства при отводе зон для рекреации населения.

Неблагополучно обстоит дело с бактериальной загрязненностью водных объектов.

В 2009 г. 17,8% проб воды водных объектов I категории, являющихся источником водоснабжения, и 23,1% II категории (зоны рекреации) не отвечало гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям.

В исследованных пробах обнаруживаются лактозоположительные, кишечные палочки, колифаги. Имеет место и обнаружение возбудителей паразитарных заболеваний.

В 31 регионе количество неудовлетворительных проб, превышающих гигиенические нормативы, значительно выше среднего показателя по стране. Особенно высока доля таких проб в Республиках Дагестан, Калмыкии, Карачаево-Черкесской, Саха (Якутия) и Чеченской, в Архангельской, Брянской, Владимирской, Калужской, Московской и других областях.

Основной причиной создавшегося неудовлетворительного положения является низкое качество очистки сточных вод, сбрасываемых в водоисточники, а также превышение их объемов.

В Карачаево-Черкесской Республике, республиках Хакасия, Тыва, Татарстан, Башкортостан, Калужской, Калининградской, Курской, Кировской, Липецкой, Мурманской, Новгородской, Оренбургской, Псковской, Свердловской и других областях сточные воды не очищаются до "нормативных" значений.

Во многих городах канализационные очистные сооружения работают с большой перегрузкой, техническое состояние их зачастую неудовлетворительное, что приводит к сбросу загрязненных сточных вод в водоемы, создавая угрозу здоровью населения.

Так, например, в Нижегородской области основная часть крупных очистных сооружений сосредоточена в городах и поселках области, при этом 12% практически не работает. В деревнях превалируют местные канализационные системы. В 6 районах области отсутствуют канализационные очистные сооружения и разводящие канализационные сети, очистка сточных вод от жилых и общественных зданий не проводится, что приводит к загрязнению почвы и подземных водоносных горизонтов.

В Алтайском крае все городские канализации очищают сточные воды на сооружениях искусственной и естественной биологической очистки. Общая мощность 168 канализационных очистных сооружений края составляет 322,1 тыс. куб. м/сут., что недостаточно. В г. Барнауле хозяйственно-бытовые сточные воды сбрасываются без очистки. Около 30% промышленно-ливневых сточных вод края сбрасываются в реки Пивоварку и Барнаулку без достаточной очистки и использования в системах оборотного водоснабжения.

В Брянской области из 69 очистных сооружений половина работает неэффективно в результате перегрузки очистных сооружений, использования устаревшего оборудования, частичного разрушения основных и вспомогательных сооружений.

В Костромской области в течение ряда лет остается актуальной проблема внедрения современных методов очистки сточных вод, сбрасываемых в водоемы, поддержание качественного и количественного состава воды в водных объектах в соответствии с гигиеническими нормативами. На ряде очистных сооружений имеет место нарушение технологии очистки и обеззараживания сточных вод. При проведении в 2009 г. контрольно-надзорных мероприятий в г. Костроме и г. Нерехте установлены факты сброса необеззараженных сточных вод в водоемы, в том числе в районе пляжей. Администрацией города до настоящего времени не приняты меры по ликвидации выпусков сточных вод в р. Волга, р. Кострома. В г. Волгореченск выпуск сточных вод с очистных сооружений канализации осуществляется выше по течению пляжа (место для купания). Очистные сооружения в п. Никольское Костромского района работают с нарушением проектного и технологического решения и превышением проектной производительности в 2 раза.

Неудовлетворительное техническое состояние очистных сооружений в Тверской области, применение низкоэффективных методик очистки сточных вод, наличие сброса их в водные объекты без предварительной очистки являются причинами низкого качества воды в водных объектах. На территории области 362 сооружения по очистке сточных вод, из них полностью соответствуют требованиям только 77 (21,2%).

В Ярославской области из 159 объектов канализационных очистных сооружений (КОС) хозяйственно-бытовых сточных вод по санитарно-гигиенической характеристике к первой группе относятся лишь 28 объектов, ко второй - 82 объекта, к третьей - 49 объектов. В крайне неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии находятся 10 КОС области.

В Мурманской области из 87 КОС только на 19 (21,8%) фактически осуществляется обеззараживание сточных вод.

В Республике Татарстан общая мощность очистных сооружений составляет 790 млн. куб. м/год, эффективность их работы колеблется от 40% до 90%. Последнее объясняется тем, что порядка 40% очистных сооружений канализации эксплуатируются более 20 лет, работают с перегрузкой, поэтому весь объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, относится к категории недостаточно очищенных. На качестве воды водоемов существенно отражается и неорганизованный сброс неочищенных поверхностных стоков практически во всех населенных пунктах республики, в том числе в таких крупных городах, как Казань и Набережные Челны.

В Кировской области причиной низкого качества воды поверхностных водных объектов в течение многих лет остается сброс недостаточно очищенных сточных вод. На многих очистных сооружениях эксплуатируется технологическое оборудование с большой степенью износа, используются технологически устаревшие схемы очистки сточных вод, которые не обеспечивают должной степени очистки. Основной метод обеззараживания сточных вод, применяемый на очистных сооружениях Кировской области, - хлорирование.

В Оренбургской области во многих городах и райцентрах канализационные очистные сооружения работают неудовлетворительно и продолжают сбрасывать в водные объекты загрязненные сточные воды, создавая угрозу для здоровья населения. В г. Бугуруслане ведомственные очистные сооружения Бугурусланского мясокомбината, выполняющие функцию общегородских очистных сооружений, отработали свой срок эксплуатации, вовремя не реконструировались и в настоящее время полностью выведены из строя. Сточные воды города в объеме более 9 тыс. куб. м/сут., пройдя незначительную механическую очистку в прудах-отстойниках, сбрасываются в р. Большой Кинель.

Причинами сброса неочищенных и недоочищенных сточных вод в водоемы в этой области являются: отсутствие очистных сооружений, нарушения технологии при эксплуатации очистных сооружений, в том числе дехлорирование сточных вод, физически и морально устаревшее оборудование очистных сооружений, не обеспечивающее современных требований по достижению нужного уровня очистки. В области не внедряются современные альтернативные методы обеззараживания очищенных сточных вод (ультрафиолетовое облучение и озонирование), а также препараты для дегельментизации сточных вод и их осадков и др.).

Из-за отсутствия в населенных местах систем ливневой канализации с очистными сооружениями талые и ливневые воды по рельефу местности попадают в водоемы, загрязняя их нефтепродуктами, минеральными маслами, СПАВ и т.д.

Основными загрязнителями водных объектов по-прежнему считаются нефтехимическая, химическая, целлюлозно-бумажная, энергетическая, легкая, деревообрабатывающая отрасли промышленности, предприятия коммунально-бытового профиля и ряд других отраслей промышленности и хозяйства. Наибольшую долю в загрязнение водных объектов вносят сточные воды жилищно-коммунального хозяйства, которые приводят к бактериальному и вирусному загрязнению водных объектов.

К приоритетным загрязняющим веществам относят нефтепродукты, фенолы, соли тяжелых металлов, азот аммонийный, поверхностно-активные вещества, пестициды.

В 2009 году за нарушение требований санитарного законодательства по вопросам охраны источников хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования, сброс сточных вод без очистки и обеззараживания, отсутствия проектов ЗСО вынесено постановлений о назначении административного наказания по ст. 6.3 КоАП РФ - 4079, по ст. 6.5 - 152 на сумму 38647094 рублей. Число дел о привлечении к административной ответственности, направленных на рассмотрение в суды, составило 989, из них дел, по которым могло быть назначено административное наказание в виде административного приостановления деятельности, - 52. Число дел о привлечении к административной ответственности, по которым судами принято решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности, - 36.

Так, например, в Самарской области 7 дел направлено в судебные органы, по которым могло быть назначено административное наказание в виде приостановления деятельности, из них только по одному принято такое решение.

В Приморском крае - 3 дела передано в суды, из них ни по одному не приостановлена деятельность.

В Кировской области - 2 дела передано в суды, из них ни по одному приостановление деятельности не применено.

В Республике Дагестан - наибольшее число дел среди субъектов Российской Федерации передавалось в суды - 13, из них по 10 делам применялись административные меры в виде приостановления деятельности.

Учитывая изложенное, в Управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации недостаточно применялись меры административного воздействия при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водоотведения.

В целях совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора за вопросами водоотведения на территориях руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту предлагается:

1. Потребовать от региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от руководителей ЖКХ, водоканалов разработки (доработки) мероприятий по совершенствованию очистки сточных вод, решению вопросов их обеззараживания, дехлорирования (при обеззараживании хлором) перед сбросом их в водоемы, а также по санитарной очистке территорий городских и сельских поселений.

2. Принять меры по выполнению требований СанПиН 2.1.5.980-00 "Гигиенические требования к охране поверхностных вод".

3. Активнее применять меры административного воздействия к руководителям предприятий, допускающих сброс неочищенных бытовых и производственных сточных вод в водоемы, являющиеся источниками питьевого водоснабжения.

4. Уделить особое внимание вопросам качества воды мест рекреационного водопользования. Организовать проведение лабораторного контроля качества воды водоемов перед началом купального сезона, в период его проведения и после окончания.

5. Проводить работу по информированию населения через средства массовой информации о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах, используемых для хозяйственно-питьевого и рекреационного водопользования, мерах личной и общественной профилактики заболеваний, связанных с потреблением недоброкачественной питьевой воды.

6. Обеспечить регулярное предоставление информации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органам местного самоуправления о санитарно-эпидемиологической обстановке, связанной с нарушениями требований санитарного законодательства и загрязнением водных объектов, с целью принятия соответствующих мер.

7. Материалы о проведенной работе представить в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора вместе с формой государственной отчетности (ф. 18) на бумажном носителе и на адрес электронной почты отделения коммунальной гигиены comgig@fcgsen.ru в срок до 01.02.2011.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017