| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 28 декабря 2010 г. N 01/18179-0-23

 

О РЕЗУЛЬТАТАХ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ЗА ДЕТСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В 2010 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав санитарно-эпидемиологическое состояние дошкольных образовательных учреждений в Российской Федерации, сообщает.

В целом по Российской Федерации за последние 3 года отмечается рост числа дошкольных образовательных учреждений, при этом число детей, нуждающихся в устройстве в них, ежегодно увеличивается.

По данным мониторинга Роспотребнадзора, в 2006 году нуждалось в местах в дошкольные учреждения 600 тыс. детей, а в 2010 году этот показатель составил около 2 млн. детей, при этом количество самих дошкольных учреждений увеличилось с 46748 в 2006 году до 48057 в 2010 году.

Так, например, число детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения в Самарской области, составляет 46,6% от всего детского населения региона, Красноярском крае - 41,8%, Калининградской области - 40,1%, Республике Алтай - 38%, Республике Саха (Якутия) - 35,9%, Чувашской Республике - 31,2%, Ненецком АО - 30,7% и др.

Наибольшее количество дошкольных учреждений построено в г. Москве - 123, в Московской области - 50, Свердловской области - 46, Республике Саха (Якутия) - 37, Чеченской Республике - 27, Ханты-Мансийском АО - 23, в г. Санкт-Петербурге - 22, Республиках Башкортостан, Татарстан, Кемеровской области - по 17 и др.

Около 5 тыс. дошкольных учреждений, рассчитанных на 424812 детей, в Российской Федерации было передано в период с 1990 по 2000 год для использования не по прямому назначению и перепрофилировано для различных нужд (Оренбургская область - 481, Нижегородская - 336, Свердловская - 332, Кемеровская - 310, Ульяновская - 296, Рязанская - 242, Мурманская - 230, Красноярский край - 178 и др.).

На сегодняшний день возвращено в систему дошкольного образования всего 1104 дошкольных учреждения на 136677 мест: Челябинская область - 99 учреждений, Краснодарский край - 81, Оренбургская область - 56, Тюменская - 55, Свердловская - 44, Кемеровская - 42 и др.

Не построено за последние 3 года ни одного детского сада и не ведется строительство на данный момент в Тульской, Астраханской, Магаданской областях; Республиках Ингушетия, Северная Осетия - Алания, Мордовия, Чувашия, Тыва; Приморском крае, Еврейской АО.

Все это приводит к переуплотнению в детских образовательных учреждениях и неудовлетворительной санитарно-эпидемиологической обстановке в них. В среднем по Российской Федерации процент укомплектованности дошкольных образовательных учреждений составляет 106,4%. Особенно неблагополучная ситуация складывается в городских муниципальных учреждениях, где наполняемость групп превышает допустимую на 40,2%, а в ряде регионов данные показатели в 2 - 3 раза выше.

Наибольшее число учреждений, в которых отмечается переуплотнение, - в Республике Башкортостан (85,3% учреждений), Ямало-Ненецком АО (77,9%), Курганской области (63,8%), Удмуртской Республике (61,7%), Томской области (53,4%) и др.

Для решения проблемы нехватки детских садов администрациями предпринимается комплекс мер по поддержке и развитию системы дошкольного образования.

Всего в Российской Федерации реализуется около 500 региональных программ, направленных на строительство и реконструкцию дошкольных организаций: Краснодарский, Красноярский, Забайкальский, Приморский края, Курская, Свердловская области, Республика Марий Эл, гор. Санкт-Петербург, Москва и др.

Несмотря на принимаемые меры к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия детских учреждений, их состояние вызывает крайнюю обеспокоенность.

По данным Роспотребнадзора, в проведении ремонтов в Российской Федерации на данный момент нуждается 42,1% существующих дошкольных учреждений.

Материально-техническая база многих детских дошкольных образовательных учреждений на протяжении ряда лет остается неудовлетворительной. Не канализовано 9,6%, не имеют центрального отопления 5,1%, отсутствует центральное водоснабжение в 7,3% учреждений.

Размещение учреждений в приспособленных зданиях с недостаточным набором помещений и их площадью является основной причиной нарушений санитарного законодательства. В приспособленных помещениях располагается 4080 детских дошкольных учреждений, которые посещают 180627 детей.

На протяжении последних 3 лет наблюдается незначительное увеличение процента учреждений, отвечающих санитарным нормам и правилам.

Тем не менее 3,0% дошкольных образовательных учреждений относятся к неблагополучным в санитарно-эпидемиологическом отношении.

Наибольший процент неблагополучных учреждений в течение нескольких лет отмечается в Чукотском АО - 34,7%, Хабаровском крае - 12,6%, Республике Саха (Якутия) - 9,6%, в Удмуртской Республике - 8,2%, в Свердловской области - 7,2% и др.

В 2010 году из обследованных дошкольных образовательных учреждений в 31% случаев были выявлены серьезные нарушения требований санитарного законодательства.

Основными нарушениями, выявляемыми в ходе надзорных функций, являются:

- нарушение санитарно-эпидемиологического режима;

- переуплотнение в группах;

- нарушение правил подбора мебели в соответствии с росто-возрастными особенностями детей;

- нарушение технологии приготовления блюд;

- нарушение условий хранения скоропортящейся продукции;

- невыполнение "натуральных" норм.

Порядка 80% выявленных нарушений носили устранимый характер: недостаточность кухонного инвентаря и столовой посуды, нарушение товарного соседства и условий хранения продуктов, неудовлетворительное санитарное состояние прилегающих территорий. Необходимо отметить, что уже в ходе проведения проверок значительная часть таких нарушений была оперативно устранена.

Водоснабжение дошкольных учреждений полностью зависит от состояния водоснабжения в целом по региону. Показатели качества и безопасности воды в дошкольных образовательных учреждениях являются нестабильными в динамике за 3 года.

При анализе показателей безопасности и качества питьевой воды из разводящей сети в дошкольных образовательных учреждениях в 2010 году в 4,5% случаях качество воды не соответствовало требованиям безопасности по микробиологическим показателям и в 11,4% - по санитарно-химическим. В ряде регионов данный показатель значительно выше.

Отсутствие необходимого технологического и холодильного оборудования ставит под угрозу решение задачи по обеспечению детей полноценным горячим питанием.

14,1% учреждений по проектам должны работать на полуфабрикатах, но вместе с тем 10,0% их вынуждены работать на сырье, что влечет за собой несоблюдение технологических процессов.

25,8% учреждений не имеют достаточного набора помещений, оборудования и инвентаря. В 8,1% учреждений на пищеблоках отсутствуют необходимые вспомогательные помещения; в 7,4% учреждений отсутствуют либо недостаточно складских помещений. Недостаточно холодильного оборудования в 3,8% учреждений; технологического оборудования и инвентаря - в 6,5% учреждений.

В период 2005 - 2009 гг. в детских дошкольных учреждениях ежегодно регистрируется около 400 эпидемических очагов, а число пострадавших в них детей составляет более 14 тыс. ежегодно (в среднем около 30% всех детей, пострадавших в очагах в Российской Федерации).

Причинами возникновения вспышек пищевого характера, как правило, являлись грубейшие нарушения технологического процесса на предприятиях, занятых в сфере производства и оборота пищевых продуктов, а также на пищеблоках при приготовлении блюд.

Одним из важнейших факторов, способствующих формированию эпидемических очагов, является переуплотнение учреждения, следствием которого является "окучивание" детей, недостаточность регламентированной кратности проветриваний и влажной уборки, увеличение микробной нагрузки на организм, что приводит к активизации аэрозольного механизма передачи инфекции.

За выявленные нарушения по результатам контрольно-надзорных мероприятий в 2010 году специалистами Роспотребнадзора составлено 27038 протоколов об административных правонарушениях, по которым в 24344 случаях были приняты решения о назначении административного наказания в виде штрафа. Сумма штрафов составила более 5 млн. рублей.

Отстранен от работы 1741 сотрудник дошкольного учреждения. По решению суда была приостановлена деятельность 386 учреждений.

В целях совершенствования системы оптимального функционирования детских организаций, обеспечения безопасных условий для жизнедеятельности детей, формирования здорового будущего поколения нашей страны Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека рекомендует:

1. Проанализировать сложившуюся ситуацию по количеству дошкольных учреждений в регионе, а также количество в них мест и разработать мероприятия по реконструкции дошкольных учреждений с целью снижения дефицита мест в детских организациях, с учетом вступления в действие СанПиН 2.4.1.2791-10 "Изменения N 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях".

2. Обеспечить эффективный межведомственный подход по снижению напряженности ситуации обеспечения детей местами в дошкольных организациях при строгом соблюдении требований санитарного законодательства.

3. Потребовать от руководителей всех уровней, имеющих на балансе детские учреждения независимо от их организационно-правовой формы:

- разработать по каждому дошкольному учреждению перспективный план по развитию материально-технической базы, обеспечению их необходимым оборудованием и инвентарем в достаточном количестве, созданием оптимальных условий для пребывания детей и обеспечить выполнение запланированных мероприятий;

- выполнение предписаний, выданных органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

- обеспечить эффективный контроль за выполнением должностных обязанностей сотрудниками детских дошкольных учреждений и их исполнительской дисциплиной.

 

Руководитель

федеральной службы -

Главный государственный

санитарный врач

Российской Федерации

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017