| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 30 марта 2011 г. N 01/3540-1-32

 

О ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2010 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует, что в 2010 году число зарегистрированных эпидемических очагов от 5-ти случаев в каждом в соответствии с формой отраслевого статистического наблюдения 23-09 "Сведения о вспышках инфекционных заболеваний" (далее - форма 23-09) составило 2399 и, по сравнению со среднемноголетними цифрами, выросло в 2,4 раза. При этом пострадало 36954 человека, в том числе 32015 детей.

В соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.02.2009 N 11 "О внеочередных донесениях о чрезвычайных ситуациях в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера" (далее - Постановление), когда проводится оперативная регистрация наиболее значимых, в том числе средних и крупных вспышек инфекционных и паразитарных болезней, имели место 166 эпидемических очагов (превышение среднемноголетних цифр в 1,8 раза) с числом пострадавших 7200 человек, в том числе 3549 детей.

Рост числа очагов был обусловлен в первую очередь неблагополучной эпидемиологической обстановкой, связанной с острыми кишечными инфекциями в Российской Федерации, сложившейся в 2010 году. Так, заболеваемость ОКИ установленной этиологии по сравнению с 2009 годом в целом по стране выросла на 14,0%, ОКИ неустановленной этиологии - на 18,6%, острой дизентерией (которая снижалась в течение 10-ти лет) - на 8,9%.

Сальмонеллезы остались на стабильно высоких уровнях заболеваемости, наблюдаемых с 2003 года, - 30 - 35 на 100 тысяч населения.

Превышение среднемноголетних уровней заболеваемости населения острыми кишечными инфекциями явилось следствием активной циркуляции вирусов - возбудителей гастроэнтеритов, удельный вес которых в структуре ОКИ установленной этиологии по сравнению с 2009 годом увеличился на 5,0%. При этом, заболеваемость ротавирусными инфекциями выросла на 25%, а норовирусными - в 2,4 раза. Необходимо отметить, что это следствие не только повышения качества диагностики данных нозологических форм, но и объективный рост, который отразился также в повышении показателей нерасшифрованных ОКИ. В условиях аномально жаркого лета уменьшение дебита водоисточников, нарушения правил хранения и обработки пищевых продуктов привели к обострению эпидемической ситуации. Только за летний период острые кишечные инфекции стали причиной 70% всех зарегистрированных по оперативным данным очагов инфекционных болезней.

В связи с осуществлением Роспотребнадзором контрольных функций в рамках новой законодательной базы государства по защите малого и среднего бизнеса уменьшилось количество надзорных мероприятий, проведенных в 2010 году. При этом, 73,3% эпидемических очагов возникли в учреждениях (на предприятиях), плановые мероприятия по надзору в отношении которых проводились более 2-х лет назад или не проводились вообще в связи с недавним открытием.

В 62,7% эпидемических очагов, зарегистрированных по Постановлению, распространение инфекции происходило пищевым путем, что связано с несоблюдением требований по содержанию функциональных помещений, грубыми нарушениями технологического процесса приготовления пищи, хранения продуктов и готовых блюд, выполнения правил личной гигиены персоналом. По-прежнему при эпидемиологическом расследовании очагов в большинстве случаев отмечается отсутствие документов, удостоверяющих безопасность и качество поступающих в учреждения продуктов.

Наибольший удельный вес в структуре всех очагов по форме 23-09 составили инфекции с реализацией аэрозольного (69,4%) и фекально-орального (29,1%) механизмов передачи инфекций. При этом, 96,7% составили очаги ветряной оспы, 11,0% - ротавирусной инфекции, по 4,0% - норовирусной инфекции и сальмонеллеза, 1,8% - гриппа и ОРВИ. Не регистрировались очаги с парентеральным механизмом и половым путем передачи инфекции, что свидетельствует об отсутствии внимания к проблеме этих нозологических форм в управлениях Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Так, в период 2008 - 2010 гг. в Архангельской, Пензенской, Ростовской областях, Чеченской Республике было выявлено 7 случаев заражения детей ВИЧ-инфекцией, чьи родители не были инфицированы ВИЧ. В результате расследования, которое было начато только в конце 2010 года, возможно предположить формирование 4-х очагов внутрибольничной инфекции.

Наиболее часто очаги инфекционных болезней регистрировались в детских учреждениях (детские сады, школы, интернаты, летние лагеря), доля которых по форме 23-09 составила 85,1% (2041 очаг), по Постановлению - 47,6%. Среди населения городов и поселков наблюдалось 25,3% оперативных вспышек, лечебно-профилактические учреждения (стационары, санатории) в общей структуре составили 12% (по форме 23-09 - 3,1%).

Наибольшее число средних и крупных эпидемических очагов было зарегистрировано в Сибирском (38 очагов), Центральном (30 очагов) и Дальневосточном (28 очагов) федеральных округах. При этом, наибольшее число вспышек наблюдалось в Московской области (9 очагов), Хабаровском крае (9 очагов), Омской (6 очагов), Сахалинской (6 очагов), Свердловской (6 очагов), Иркутской (5 очагов) областях, Красноярском (6 очагов) и Алтайском (5 очагов) краях, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах (по 5 очагов).

В этиологической структуре средних и крупных эпидемических очагов, зарегистрированных по Постановлению, преобладали острые кишечные инфекции вирусной этиологии (ротавирусы, норовирусы и смешанные), составившие 24% (40 очагов). Далее по значимости следовали сальмонеллезы - 15% (25 очагов), острые кишечные инфекции (ОКИ) и пищевые токсикоинфекции, вызванные установленными условно-патогенными микроорганизмами, - 12% (20 очагов), острая дизентерия - 10,2% (17 очагов).

Необходимо отметить улучшение качества этиологической расшифровки эпидемических очагов. В 2010 году удельный вес ОКИ неустановленной этиологии по форме 23-09 составил 4,6% (в 2009 году аналогичная цифра составляла 20,4%). Вместе с тем наметившаяся с 2007 года (14%) тенденция к уменьшению удельного веса неустановленных возбудителей в структуре средних и крупных очагов, зарегистрированных по Постановлению, не оправдала себя в 2010 году (9,0% по сравнению с 7,0% в 2009 году). Как правило, это пищевые токсикоинфекции или острые кишечные инфекции с пищевым путем передачи, протекающие в форме гастроэнтерита. Причинами такой ситуации явился, в первую очередь, несвоевременный (поздний) отбор биологического материала (что играет важную роль в диагностике пищевых токсикоинфекций, вызванных условно-патогенной микрофлорой) или отсутствие в лабораториях диагностических систем на широкий спектр вирусных инфекций. Не расшифрованными в 2010 году остались 3 очага ОКИ в Московской области, по одному очагу ОКИ и ПТИ в Ленинградской, Владимирской, Брянской, Вологодской, Кемеровской, Калининградской областях, г. Москве, Красноярском и Хабаровском краях, Ханты-Мансийском автономном округе, на железнодорожном транспорте.

В результате проведенного анализа, было установлено, что на начало 2011 года все центры гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации имеют в наличии оборудование для ускоренной и экспрессной лабораторной диагностики. При этом, суммарно в наличии 186 приборов для ПЦР с детекцией в режиме "реального времени", 95 приборов для ПЦР с детекцией по "конечной точке", 247 приборов для ПЦР с электрофоретической детекцией, 290 иммуноферментных анализаторов. Вместе с тем отмечается не всегда равномерное распределение этого оборудования между головным учреждением и филиалами. Так, в г. Москве из 11-ти приборов для ПЦР с детекцией в режиме "реального времени" 5 - находятся в центральной лаборатории. Остаются регионы, в которых отмечена нехватка таких приборов (по одному прибору в Республике Саха (Якутия), Республике Хакасия, Удмуртской Республике, Волгоградской, Магаданской и Томской областях, Республике Карелия). С другой стороны, есть лаборатории, которые хотят иметь прибор ПЦР для каждой нозологической формы, а обозначенная ежемесячная нагрузка на них составляет в среднем 100 исследований. Между тем, каждый прибор ПЦР в режиме "реального времени" может выполнять от 30-ти исследований ежедневно. Таким образом, целесообразно формировать специальные блоки для молекулярно-генетических исследований, которые позволят рационально использовать приборную базу и обеспечат необходимые (в соответствии с требованиями нормативных методических документов) условия по соблюдению биологической безопасности по работе с таким оборудованием.

Отсутствие внимания к проблемам животноводческого комплекса в сочетании с аномально жаркими погодными условиями в 2010 году привело к росту числа заболеваний сибирской язвой и бруцеллезом среди людей с формированием очагов инфекции. Так, по оперативным данным, было зарегистрировано 3 эпидемических очага бруцеллеза с групповой заболеваемостью (Республика Дагестан, Волгоградская область и Республика Калмыкия) и 3 очага сибирской язвы с групповой заболеваемостью (более 2-х случаев в каждом - Омская область, Республика Дагестан и Чеченская Республика). Наиболее крупный очаг сибирской язвы среди людей с вовлечением мясоперерабатывающего предприятия в 2010 году был зарегистрирован в Омской области (6 случаев заболеваний, в том числе 1 - закончился летальным исходом).

Причинами заболеваний людей явились непосредственные контакты с больными сельскохозяйственными животными (крупный и мелкий рогатый скот, свиньи, лошади) в процессе ухода и убоя, что привело к развитию кожных форм инфекции.

При анализе проведенных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах болезней, общих для человека и животных, выявлен ряд недоработок как по отношению к плановому надзору, так и действиям при регистрации случаев сибирской язвы среди людей, в том числе:

- недостаточный охват иммунизацией сельскохозяйственных животных и подлежащих контингентов людей;

- отсутствие настороженности по сибирской язве как у ветеринарных специалистов, так и у медицинских сотрудников на территориях, не благополучных по заболеванию;

- плохой учет сибиреязвенных скотомогильников;

- недостаточное взаимодействие с ветеринарными службами;

- позднее обращение больных за медицинской помощью, в некоторых случаях (Омская область) - поздняя диагностика заболеваний;

- низкая санитарная грамотность населения, неудовлетворительное санитарное содержание подсобных хозяйств и населенных пунктов, низкая ответственность владельцев личных подсобных хозяйств;

- использование полномочий Роспотребнадзора не в полном объеме и несвоевременно.

Продолжается работа по оптимизации деятельности референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней. Активно участвуют в работе по оказанию практической и методической помощи при ликвидации эпидемических очагов рефренс-центры по мониторингу за возбудителями полиомиелита (ГУ "НИИ вирусологии им. М.П. Чумакова РАМН"), кори (ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габричевского" Роспотребнадзора), сальмонеллеза, гепатита, менингококковой инфекции, инфекций верхних и нижних дыхательных путей (ФГУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора), иерсиниоза (ФГУН "Санкт-Петербургский НИИ эпидемиологии и микробиологии имени Пастера"), сибирской язвы (ФГУЗ "Ставропольский НИПЧИ" Роспотребнадзора), природно-очаговых болезней (ФГУЗ "Иркутский НИПЧИ Сибири и Дальнего Востока" Роспотребнадзора), лихорадки Западного Нила (ФГУЗ "Волгоградский НИПЧИ" Роспотребнадзора). Вместе с тем остается ряд вопросов по организации лабораторных исследований на современном уровне. Так, в референс-центре по мониторингу за возбудителями острых кишечных инфекций (ФГУН "ЦНИИЭ" Роспотребнадзора), лихорадки Западного Нила (ФГУЗ "Волгоградский НИПЧИ" Роспотребнадзора) не проводятся исследования культуральными методами. В итоге материал для углубленных лабораторных исследований и установления причинно-следственной связи формирования очагов направляется в другие научные учреждения. Также до настоящего времени остаются не аккредитованными в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" на соответствие требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2006 ряд научно-исследовательских институтов, в том числе ФГУН "ГНЦ ВБ "Вектор" Роспотребнадзора и ФГУН "ГНЦ ПМБ" Роспотребнадзора (пос. Оболенск).

С учетом переработанных в 2010 году 12-ти санитарно-эпидемиологических правил по профилактике ряда нозологии, общих для человека и животных (вместо ранее действующих ветеринарно-санитарных правил), а также разработанных впервые санитарно-эпидемиологических правил по профилактике ВИЧ-инфекции, вирусного гепатита А, энтеровирусных инфекций, легионеллеза, в настоящее время в целом создана современная нормативно-методическая база для осуществления качественного эпиднадзора в отношении инфекционных болезней. Вместе с тем в 2011 г. запланировано обновление ряда действующих СП и МУ, в том числе в связи с необходимостью внедрения современных методов мониторинга и оценки эпидемиологической ситуации в отношении инфекционных и паразитарных болезней.

В целях систематизации и повышения качества отчетных документов по противоэпидемической работе в 2010 году Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации утверждена форма акта эпидемиологического расследования очага инфекционной (паразитарной) болезни с установлением причинно-следственной связи, что поможет упорядочить работу с органами исполнительной власти и прокуратуры.

В 2010 году по выявленным в ходе проверок, связанных с эпидемиологическим расследованием очагов инфекционных и паразитарных болезней, зарегистрированных по оперативным данным, вынесено постановлений о наложении штрафа более чем на 750 тысяч рублей. Была приостановлена деятельность объектов в 26,0% очагов, переданы материалы в прокуратуру - в 34,4%, приостановлена реализация продукции - в 4,2%.

В целях оптимизации противоэпидемической работы, недопущения формирования очагов инфекционных и паразитарных болезней, своевременной локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций в общественном здравоохранении санитарно-эпидемиологического характера на территории Российской Федерации предлагаю:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

1.1. Проанализировать противоэпидемическую работу на курируемой территории, определив объекты и территории наибольшего эпидемического риска. Результаты анализа использовать при плановых надзорных мероприятиях.

1.2. Обеспечить качество работы специалистов в очагах инфекционных и паразитарных болезней с проведением необходимого объема лабораторных исследований для формирования эпидемиологического диагноза с установлением причинно-следственной связи.

1.3. Обеспечить взаимодействие с референс-центрами по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней.

1.4. Обратить особое внимание на инфекции с парентеральным механизмом передачи, обеспечить проведение эпидемиологических расследований в соответствии с действующими нормативными методическими документами.

1.5. Организовать взаимодействие с органами управления ветеринарии и управлениями Россельхознадзора в субъектах Российской Федерации по вопросам профилактики болезней, общих для человека и животных. Взять на строгий контроль охват профилактической вакцинацией по эпидемическим показаниям лиц, подверженных риску заражения инфекциями, общими для человека и животных.

1.6. Обеспечить подготовку и своевременное представление отчетных документов по работе в очагах инфекционных и паразитарных болезней.

1.7. Совместно с органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации организовать обучение специалистов лечебно-профилактических учреждений по вопросам диагностики и профилактики инфекционных болезней.

1.8. Обеспечить обучение специалистов на курсах усовершенствования по вопросам организации работы в эпидемических очагах.

2. Главным врачам центров гигиены и эпидемиологии в субъектах Российской Федерации:

2.1. Провести анализ обеспеченности диагностическим оборудованием и тест-системами для ускоренной и экспрессной лабораторной диагностики.

2.2. Принять меры по рациональному распределению оборудования для ускоренной и экспрессной лабораторной диагностики между филиалами центра гигиены и эпидемиологии и внутри лабораторий.

2.3. Обратить внимание на качество проведения микробиологических исследований.

2.4. Обеспечить наличие диагностических тест-систем и диагностических препаратов для индикации широкого спектра возбудителей в очагах инфекционных болезней, а также строгое соблюдение требований по биологической безопасности в лабораториях.

2.5. Принимать активное участие в проведении внешнего контроля качества лабораторных исследований.

2.6. Обеспечить своевременное обучение специалистов современным методам исследования на инфекционные и паразитарные болезни.

3. Директорам научно-исследовательских институтов Роспотребнадзора:

3.1. Обеспечить деятельность референс-центров по мониторингу за возбудителями инфекционных и паразитарных болезней по оказанию практической и методической помощи субъектам Российской Федерации в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.

3.2. Принять меры по аккредитации лабораторий в "Системе аккредитации лабораторий, осуществляющих санитарно-эпидемиологические исследования, испытания" на соответствие требованиям международного стандарта ИСО/МЭК 17025-2006.

3.3. В течение 2011 года организовать и провести внешний контроль качества лабораторной сети Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации по курируемым нозологиям.

3.4. Обеспечить в референс-центрах проведение полного комплекса исследований по идентификации патогенов, включая выделение возбудителя культуральными и биологическими методами.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017