| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 9 апреля 2006 г. N 0100/4023-06-23

 

О НЕОБХОДИМОСТИ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

ИМПОРТЕРАМИ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

 

Во исполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.03.2006 N 6 "Об усилении надзора за оборотом алкогольной продукции" территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводятся мероприятия по контролю, направленные на проверку соблюдения хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство и реализацию алкогольной продукции, соответствующих санитарно-эпидемиологических правил и норм.

Целью указанных мероприятий является контроль за соблюдением на территории Российской Федерации обязательных требований Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", а также обеспечение реализации прав потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, гарантированных Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Так, по состоянию на 7 апреля 2006 года из 4910 отобранных 38 территориальными управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и исследованных проб и образцов алкогольной продукции 657 проб или 13,4% не соответствовали нормативам по органолептическим (вкус, запах, цвет, мутность) и физико-химическим показателям (крепость, железо, общая свободная сернистая кислота, индекс токсичности, пестициды).

При этом только территориальным управлением Роспотребнадзора по г. Москве из исследованных 680 образцов продукции в 318 отмечено их несоответствие гигиеническим нормативам, а также органолептическим и физико-химическим показателям, что составляет 46,6%. Причем особенно неудовлетворительно в этом отношении выглядят показатели соответствующей оценки продукции, произведенной в Республике Молдова и Республике Грузия, по которой на долю отрицательных результатов исследований приходится соответственно 47,2% и 59,2%.

В Пермском крае из 556 проведенных исследований 87 или 15,6% также оказались неудовлетворительными. При этом по алкогольной продукции Республики Молдова и Республики Грузия отрицательные результаты лабораторных исследований также наблюдались практически в каждом втором случае - в 70 из 134 и в 16 из 32 отобранных проб соответственно.

Выявляемое несоответствие продукции установленным физико-химическим и органолептическим показателям (заявленному содержанию этилового спирта, остаточного сахара, титруемой кислотности, общему содержанию сернистой кислоты и др.) во многих случаях не позволяет ее однозначно идентифицировать, что свидетельствует о введении потребителей в заблуждение об истинных потребительских свойствах алкогольных напитков и наряду с выявляемыми нарушениями установленных законодательством требований к информации не обеспечивает возможности их правильного выбора (ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Особую тревогу вызывает тот факт, что в 30,2% (г. Москва) и 20,1% (Пермский край) исследованных образцов продукции, произведенной и ввезенной с территории Республики Молдова, и в 17,3% (г. Москва) и 15,6% (Пермский край) образцов продукции, выработанной в Республике Грузия, были обнаружены запрещенные пестициды (ДДТ, алдрин, гептахлор, гексахлорциклогексан), относящиеся к группе так называемых стойких органических загрязнений (СОЗ).

Между тем, по общему правилу, закрепленному п. 2 ст. 4 Закона РФ "О защите прав потребителей", продавец, осуществляющий продажу товаров по договору розничной купли-продажи, обязан передать потребителю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. При этом потребитель имеет право на то, чтобы товар при обычных условиях его использования был безопасен для его жизни и здоровья (п. 1 ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей").

Очевидно, что появление в гражданском обороте пищевых продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов, является нарушением установленных законом прав потребителей и среди прочего свидетельствует о несоблюдении хозяйствующими субъектами, осуществляющими ввоз на территорию Российской Федерации алкогольной продукции, положений п. 1 ст. 21 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".

С учетом изложенного, а также принимая во внимание факт того, что с принятием и введением в действие Федерального закона от 21.12.2004 N 171-ФЗ импортеры определены в качестве субъектов отношений, регулируемых Законом РФ "О защите прав потребителей", они в полной мере наряду с изготовителями и продавцами товаров несут всю полноту ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей"), включая гражданско-правовую ответственность, связанную с последствиями продажи товаров ненадлежащего качества (ст. 18 Закона РФ "О защите прав потребителей") и компенсацией морального вреда (ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей").

При этом Роспотребнадзором не исключается возможность применения к импортерам, осуществляющим ввоз на территорию Российской Федерации некачественной и опасной алкогольной продукции, соответствующих мер, основанных на использовании институтов гражданского судопроизводства, в первую очередь, - в форме предъявления иска в суд о признании соответствующих действий этих импортеров противоправными в отношении неопределенного круга потребителей (ст. 46 Закона РФ "О защите прав потребителей").

По этой причине хозяйствующим субъектам - участникам внешнеэкономической деятельности, связанной с оборотом алкогольной продукции, следует среди прочего уделить особое внимание необходимости безусловного соблюдения положений п. 2 ст. 21 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в соответствии с которыми обязательства изготовителей и поставщиков по соблюдению требований нормативных документов в отношении пищевых продуктов, ввозимых на территорию Российской Федерации, должны являться существенными условиями договоров их поставки, что, само по себе, следует рассматривать как действенную превентивную меру, направленную на недопущение попадания к конечному потребителю потенциально опасной алкогольной продукции. Исходя из того, что государственный контроль за качеством и безопасностью алкогольной продукции, а также соблюдением законодательства в этой сфере является важнейшим элементом государственного регулирования в области ее производства и оборота, направленного на защиту экономических интересов Российской Федерации и обеспечение нужд потребителей в указанной продукции (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в соответствии с установленной компетенцией продолжит применение своих контрольно-надзорных полномочий в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рассматриваемом сегменте потребительского рынка с нарушением соответствующих обязательных требований.

В этой связи Роспотребнадзором в адрес территориальных управлений и Федеральной таможенной службы направлены соответствующие письма (от 22.03.2006 N 0100/3167-06-32, от 25.03.2006 N 0100/3267-06-23, от 04.04.2006 N 0100/3835-06-23) о приостановлении действия санитарно-эпидемиологических заключений на вино и виноматериалы, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Молдова и Республики Грузия и изготовленные в этих республиках, а также принятии предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по недопущению их ввоза.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 44 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ст. 40 Закона РФ "О защите прав потребителей", предлагаю всем импортерам принять меры, направленные на изъятие из оборота алкогольной продукции, ввезенной в Россию из Республики Молдова и Республики Грузия и изготовленной на территории указанных государств.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018