| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 1 октября 2010 г. N 01/14140-0-32

 

О НОРМИРОВАНИИ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В ОСПОРБ-99/2010

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доводит до сведения, что с 17.09.2010 введены в действие новые СП 2.6.1.2612-10 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)", утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 года N 40 (зарегистрированы Минюстом России 11.08.2010, регистрационный N 18115). С момента введения в действие ОСПОРБ-99/2010 утратили силу СП 2.6.1.799-99 "Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99)".

Новая редакция Основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности продиктована истечением десятилетнего периода действия ОСПОРБ-99, публикацией за этот период ряда новых рекомендаций МКРЗ, ВОЗ, стандартов МАГАТЭ, принятием НРБ-99/2009 и других новых отечественных нормативных документов, а также необходимостью внесения ряда поправок, необходимость которых выявилась в процессе правоприменительной практики.

Наибольшие изменения были внесены в раздел 3.12 "Обращение с радиоактивными отходами".

ОСПОРБ-99/2010 содержит ряд положений, существенно отличающихся от соответствующих положений ранее действовавших ОСПОРБ-99. Полностью пересмотрены и приведены в соответствие с международными документами критерии отнесения отходов к жидким и газообразным радиоактивным отходам.

В соответствии с ОСПОРБ-99/2010 все отходы, независимо от их агрегатного состояния, являются радиоактивными отходами (РАО), если удельная активность содержащегося в них техногенного радионуклида превышает его минимально значимую удельную активность (МЗУА) или сумма отношений удельных активностей содержащихся в отходах техногенных радионуклидов к их МЗУА превышает 1, если радионуклидов несколько.

Претерпела изменение классификация РАО по удельной активности. В таблице 3.12.1 ОСПОРБ-99/2010 тритий выделен в отдельную графу, и для него установлены специальные нормативы отнесения к низкоактивным, среднеактивным и высокоактивным РАО, учитывающие реальный уровень опасности данного радионуклида. Удельная активность других бета-излучающих радионуклидов рассматривается без трития, и нормативы отнесения РАО к низкоактивным, среднеактивным и высокоактивным по этому критерию оставлены неизменными. Как и ранее, определяется категория РАО отдельно по каждому из критериев (удельная активность трития, удельная активность бета-излучающих радионуклидов (исключая тритий), удельная активность альфа-излучающих радионуклидов (исключая трансурановые), удельная активность трансурановых радионуклидов) и РАО присваивается наиболее высокое из полученных значений категории отходов.

Обязательным требованием является отверждение жидких РАО на объекте, где они образуются, или в организации по обращению с РАО (п. 3.12.10 ОСПОРБ-99/2010).

В связи с переходом на единый критерий отнесения отходов, содержащих техногенные радионуклиды, к радиоактивным по МЗУА численные значения критерия для жидких и газообразных отходов значительно возросли. Для сохранения радиационной безопасности населения России на достигнутом уровне в ОСПОРБ-99/2010 предусмотрена целая система ограничительных мер по недопущению сброса в водоемы жидких производственных отходов, содержащих техногенные радионуклиды, и выброса в атмосферу газообразных производственных отходов, содержащих техногенные радионуклиды.

Система обращения с жидкими производственными отходами, содержащими радионуклиды в концентрациях, вышеустановленных в приложении 3 ОСПОРБ-99/2010, предусматривает, что эти отходы, как и радиоактивные, должны отверждаться в обязательном порядке (пункт 3.12.10, 3.12.11), а соответствующие газообразные отходы подлежат выдержке и (или) очистке на фильтрах с целью снижения их активности (пункт 3.12.5).

ОСПОРБ-99/2010 не регламентирует допустимые сбросы и выбросы радионуклидов, однако в пункте 3.12.11 установлено, что сброс техногенных радионуклидов в окружающую среду осуществляется в соответствии с нормативами допустимых сбросов и разрешительными документами, устанавливаемыми (получаемыми) в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и водным законодательством, а в пункте 3.12.5 - что выброс техногенных радионуклидов в атмосферный воздух осуществляется в соответствии с нормативами допустимых выбросов и разрешительными документами, устанавливаемыми (получаемыми) в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством об охране атмосферного воздуха.

В ОСПОРБ-99/2010 устанавливаются ограничения на обращение с отходами, содержащими техногенные радионуклиды, при концентрациях, вышеуказанных в приложении 3 настоящих Правил.

При удельной активности техногенных радионуклидов в отходах менее МЗУА, но больше значений, приведенных в приложении 3 ОСПОРБ-99/2010, их следует направлять на специально выделенные участки в места захоронения промышленных отходов (п. 3.12.6 ОСПРБ-99/2010), обращение с такими отходами производится в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", как и с другими производственными отходами, при этом радиационный контроль проводится в обычном порядке.

Таким образом, исключается возможность бесконтрольного сброса и выброса в окружающую среду отходов, содержащих техногенные радионуклиды, а эффективная доза облучения населения, обусловленная обращением с РАО и производственными отходами, содержащими техногенные радионуклиды, не превысит 10 мкЗв/год и будет соответствовать требованиям Федерального закона "О радиационной безопасности населения".

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017