| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 9 июня 2006 г. N 0100/6371-06-32

 

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР ЗА ПОЛИОМИЕЛИТОМ И ОВП

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 2005 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека информирует об итогах проводимого в 2005 г. эпидемиологического надзора за полиомиелитом и острыми вялыми параличами (ОВП).

В Российской Федерации функционирует эффективная система эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП, осуществляется еженедельная передача информации с уровня субъектов на федеральный уровень с последующей передачей данных в Европейское региональное бюро ВОЗ.

Основные показатели качества эпиднадзора за полиомиелитом и ОВП в целом по Российской Федерации в 2005 г. оставались на уровне, рекомендуемом ВОЗ:

- своевременность представления отчетов - 98%;

- показатель заболеваемости - 1,55 на 100 тыс. детей до 15 лет;

- своевременность выявления больных - 82,4%;

- удельный вес больных с 2-мя пробами стула - 100%;

- адекватность обследования больных - 90,1%;

- показатель обследования больных в Национальном и региональных центрах - 100%;

- эпидемиологическое расследование в срок 7 дней - 93,7%;

- повторный осмотр - 93,4%;

- классификация случаев - 96,5%.

Вместе с тем анализ поступающих в Координационный центр ликвидации полиомиелита материалов в разрезе субъектов Российской Федерации выявил ряд недостатков.

В 2005 г. в Российской Федерации зарегистрировано 358 случаев ОВП (показатель составил 1,55 на 100 тыс. детей до 15 лет), из них 58 - "горячих" случаев в 28 субъектах Российской Федерации (в 2004 г. - 61 случай в 33 субъектах). Наибольшее количество "горячих" случаев зарегистрировано в Республиках Дагестан - 7 случаев (4 сл. из Чеченской Республики), Башкортостан - 4 сл., Московской - 7 сл., Кемеровской областях - 4 сл., г. Москве - 3 сл. (в т.ч. 1 сл. из Республики Ингушетия и 1 сл. из Чеченской Республики). Преимущественно к категории "горячих" случаев в 2005 г. относились случаи ОВП у детей до 1 года, которые получили менее 3 доз полиомиелитной вакцины, или детей, прибывших из Чеченской Республики без сведений о прививках.

В прошедшем году в 7 субъектах Российской Федерации - Республиках Башкортостан, Мордовия, Саха (Якутия), Иркутской, Челябинской областях, Алтайском и Красноярском краях - выявлены 7 сл. вакциноассоциированного полиомиелита. Из них 3 случая - у контактных и 4 - у реципиентов вакцины. Кроме того, в 2005 г. в Кемеровской области зарегистрирован 1 случай, расцененный как совместимый с полиомиелитом ввиду позднего забора проб фекалий (позднее 14 дня от начала паралича).

Следует особое внимание обратить на "молчащие территории", где не регистрируются ОВП. В 2005 г. не выявлено ни одного случая ОВП в 18 субъектах Российской Федерации (в 2004 г. - в 11 субъектах): в Республиках Ингушетия, Северная Осетия, Тыва, Хакасия, Карачаево-Черкесской, Чеченской Республиках, Камчатской, Костромской, Магаданской, Тамбовской областях, Ненецком, Еврейском, Чукотском, Корякском, Таймырском, Эвенкийском, Усть-Ордынском Бурятском, Агинском Бурятском автономных округах. Кроме того, в 6-ти субъектах - Республике Бурятия, Краснодарском крае, Амурской, Калужской, Ленинградской, Тульской областях - показатель заболеваемости ОВП был ниже требуемого (1,0 на 100 тыс. детей).

Актуальными остаются проблемы учета и отчетности о случаях ОВП на уровне субъектов Российской Федерации, правильности заполнения и своевременного представления карт расследования случая ПОЛИО/ОВП. В 2005 г. месячная оперативная отчетность периодически не предоставлялась из 11 субъектов Российской Федерации (Чеченской Республики, Республик Тыва, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Дагестан, Корякского, Эвенского, Коми-Пермяцкого АО, Рязанской, Тверской областей), в том числе из Чеченской Республики и Республики Ингушетия отсутствовала информация в течение 5 мес., из Республики Тыва - в течение 4 мес. Недельная оперативная отчетность нерегулярно представлялась из 9 субъектов Российской Федерации, в том числе наиболее часто из Курской области, Коми-Пермяцкого автономного округа, Республики Тыва.

Общими недостатками являются следующие: несвоевременное предоставление I и II частей карт эпидрасследования случая полиомиелита и ОВП (Новосибирская, Свердловская области и др.), несоответствие количества ОВП по данным оперативной информации и формы государственного статистического наблюдения N 1, заполнение данных о прививках без учета возраста ребенка (например, Псковская область), отсутствие обоснованной и правильной постановки диагноза "горячий случай" и соответствующего оформления документации на него (Республики Татарстан, Калмыкия, Карелия, Башкортостан, Удмуртия, Ярославская, Липецкая, Волгоградская, Ульяновская, Тюменская области).

Важным показателем в осуществлении эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП является своевременная регистрация случаев ОВП и начало эпидрасследования. В первые 7 дней с момента развития ОВП было выявлено 82,4% случаев, расследованы в первые 48 часов - 94,1%, повторно осмотрены через 60 дней - 97,2% случая. Серьезным недостатком остается позднее выявление больных ОВП в г. Москве, Республиках Адыгея, Башкортостан, Дагестан, Карачаево-Черкесия (на 46 день с момента начала заболевания), Марий-Эл, Удмуртия, Татарстан, Алтайском, Краснодарском, Красноярском краях, Брянской, Владимирской, Иркутской, Кемеровской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Пермской, Ростовской, Свердловской, Челябинской областях, что наиболее часто связано с поздним обращением родителей за медицинской помощью.

Одним из основных направлений в работе региональных центров эпиднадзора за ПОЛИО/ОВП является вирусологическое исследование проб фекалий от больных ОВП и контактных в очагах ОВП. Удельный вес больных ОВП с двумя пробами стула в течение 3-х последних лет ежегодно составляет 100%.

В 2005 г. количество протестированных образцов стула от больных с ОВП составило 772 пробы. У всех больных ОВП забрана по меньшей мере одна проба стула (в течение 14 дней после появления симптомов заболевания); в 89,9% случаев в адекватные сроки (в течение 14 дней после появления симптомов заболевания, собранные с промежутком не менее одного дня) исследованы две пробы стула.

Поздние обследование и доставка материала в Национальную лабораторию по диагностике полиомиелита и региональные центры эпидемиологического надзора за полиомиелитом и ОВП отмечались в Республике Карачаево-Черкесия, Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах, Алтайском крае, Волгоградской, Кемеровской, Нижегородской областях. В результате чего своевременность обследования больных ОВП по стране в целом составила 90,1%.

Число проб стула удовлетворительного качества в течение последних 3-х лет остается стабильным - 98%. Несмотря на это, в ряде случаев не выполняются требования к качеству отбора, упаковки и доставки материала, отсутствует оперативное взаимодействие специалистов эпидемиологического и лабораторного звена территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора. В результате чего возникает необходимость повторного обследования больного ОВП, в более поздние сроки, привлечения дополнительных материальных и людских ресурсов. Так, например, в г. Москве 1 больной обследован позже 14 дня - из-за дефектов в диагностике, в Ивановской области - из-за неудовлетворительного качества собранного материала (недостаточное количество), из Республики Алтай пробы были доставлены в стеклянных флаконах, закрытых фольгой.

В рамках дополнительного надзора за ПОЛИО/ОВП было исследовано 13949 проб сточной воды, выделено 322 полиовируса и 454 других (неполио) энтеровирусов.

В 2005 г. специалистами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федерального центра гигиены и эпидемиологии, региональных центров эпидемиологического надзора за ПОЛИО/ОВП в целях оценки состояния мероприятий по профилактике полиомиелита (иммунизация, эпидемиологический надзор, контеймент) были осуществлены выезды в 16 субъектов Российской Федерации ("молчащие" территории, территории не достигшие нормативных показателей эпиднадзора).

Следует отметить, что, несмотря на достигнутые высокие показатели качества эпиднадзора, в ряде субъектов Российской Федерации прослеживается снижение внимания и ответственности руководителей здравоохранения, органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека к проблеме полиомиелита, организации и проведению комплекса мероприятий по профилактике данной инфекции.

В целях совершенствования мероприятий по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации необходимо обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Национальным планом действий на 2006 - 2008 гг. по поддержанию свободного от полиомиелита статуса Российской Федерации после сертификации искоренения полиомиелита в Европейском регионе.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018