| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 июня 2006 г. N 0100/6745-06-32

 

О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ

 

Анализ реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации в 2005 г. выявил следующее.

В прошедшем году сохранилась тенденция к снижению заболеваемости корью в стране: согласно форме государственного статистического наблюдения N 2 "Сведения об инфекционных и паразитарных заболеваниях" в 2005 г. зарегистрировано 418 сл., показатель составил 0,29 на 100 тыс. населения, что в 5,9 раз ниже, чем в 2004 г. Случаи заболевания корью регистрировались на территориях 41 субъекта Российской Федерации, из них на 37 показатель заболеваемости не превышал 1,0 на 100 тыс. населения. В 4 субъектах заболеваемость корью превысила названный показатель - Владимирская область (1,0 на 100 тыс.), Тюменская область (3,04 на 100 тыс.), Алтайский край (1,9 на 100 тыс.) и Новосибирская область (3,34 на 100 тыс.). Свободными от кори в 2005 г. оставались 48 субъектов Российской Федерации.

В целом в 2005 г. заболеваемость по стране определялась случаями кори, зарегистрированными в Новосибирской, Тюменской областях, Алтайском крае, в г. Москве и Московской области. Особенностью эпидемического процесса кори в данных регионах является вспышечный характер заболеваемости. Кроме того, в Москве до 30% случаев кори зарегистрировано у приезжих.

Согласно рекомендации экспертов ВОЗ показателем достижения элиминации кори в стране является уровень заболеваемости менее 1 случая кори на миллион жителей. Если учесть, что в 50% европейских стран этот уровень стабильно регистрируется в течение нескольких лет, то показатель заболеваемости корью в России все еще остается высоким.

Эпиднеблагополучие по коревой инфекции сохраняется, в основном, за счет взрослого населения, удельный вес которого в общей структуре заболеваемости все возрастает и в 2005 г. составил 78,7%.

Оценивая прививочный статус заболевших, установлено, что 59,2% из них составляли лица, не имеющие сведений о прививках. Выраженная доля этой категории населения во многом определяется вовлечением в эпидпроцесс лиц старшего возраста без сведений о прививках (41% среди заболевших корью приходится на возрастную группу 20 - 29 лет).

Приведенные данные еще раз подчеркивают необходимость активизации и завершения работы по иммунизации взрослого населения, предусмотренной Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 13 от 09.03.2004 "Об усилении мероприятий по профилактике кори".

Высокие показатели заболеваемости корью у детей в возрасте до 1 года (1,97 на 100 тыс. детей данной возрастной группы) в основном связаны со вспышкой кори, зарегистрированной в детской больнице Алтайского края, куда поступил больной из семейного очага, сформировавшегося в результате завоза кори из Казахстана.

Несмотря на стабильно высокий охват прививками против кори детского населения (96 - 98%), в 2005 году доля не привитых среди заболевших (без учета детей до года) практически не снизилась - 14,8% (в 2004 г. - 14,9%).

До настоящего времени продолжают регистрироваться случаи заболевания корью привитых против этой инфекции, в том числе ревакцинированных. Среди всех заболевших привитые ЖКВ составили 20,5%, в том числе получившие две дозы вакцины - 13,2%. Важно отметить, что среди привитых и заболевших 21,2% приходился на детей в возрасте 1 - 2 лет, т.е. вскоре после прививки. Случаи заболевания корью среди имеющих две прививки распределились следующим образом: 43,3% приходилось на лиц 20 лет и старше, 25% на молодых взрослых в возрасте 18 - 19 лет, 21,7% - на подростков 15 - 17 лет и 10% на школьников 7 - 14 лет.

В 2005 г., как и в 2004 г., формировались очаги кори разной степени интенсивности. В целом по России по-прежнему преобладали очаги с 1 случаем заболевания - 86,2% (282 очага). На долю очагов с распространением инфекции приходилось 13,8% (45 очагов). Несколько больше половины всех очагов с распространением кори, как и в прошлом году, приходилось на очаги с 2 случаями заболеваниями (55,6%).

В течение 2005 года было зарегистрировано 2 очага с числом заболевших корью по 18 человек в каждом - в воинской части Челябинской области и в Сибирской государственной геологоразведочной академии (г. Новосибирск).

Из 45 очагов с распространением - 12 (26,7%) были сформированы в результате заноса инфекции из ближнего зарубежья: 6 очагов - в результате заноса кори с территории Казахстана, в 2 очагах источником инфекции послужил больной из Азербайджана, еще в 2 очагах - больные корью прибыли с Украины. По одному очагу сформировали больные, прибывшие из Грузии и Узбекистана.

По данным Национального научно-методического центра по надзору за корью в настоящее время наметилась тенденция к улучшению качества эпидемиологического расследования случаев кори. На втором этапе реализации программы элиминации кори в России специалистами территориальных управлений Роспотребнадзора, особенно в Новосибирской, Курской областях, Краснодарском и Алтайском краях, более четко прослеживаются цепочки передачи инфекции.

Проведенный анализ позволил выявить слабые места в реализации программы ликвидации кори, в частности установить вновь формирующиеся группы риска, нередко являющиеся источником инфекции и определяющие заболеваемость на территории. Для устранения имеющихся недостатков необходимо не только поддерживать высокий уровень охвата прививками против кори детей в декретированные сроки и увеличить темпы проведения вакцинации взрослых до 35 лет, но и систематически контролировать состояние привитости против кори в коллективах разного уровня и, прежде всего, в коллективах риска заболевания - в детских домах и домах ребенка разного профиля, в средних и высших учебных заведениях при формировании новых коллективов (обращая внимание на студентов из соседних государств), воинских коллективах, на предприятиях малого бизнеса, среди приезжих строителей и работников торговли.

Определению истинного числа заболевших корью в России во многом способствовала работа в рамках совместного с ЕРБ ВОЗ пилотного проекта по активному выявлению случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями. Однако полученные к настоящему времени данные (итоги 1 и 2 этапов проекта) не позволяют сделать достоверного заключения о критериях выборки обследуемого контингента с экзантемой и лихорадкой с учетом численности населения. При этом с учетом возможного объема исследований, можно сделать предварительный вывод о целесообразности обследования больных с пятнисто-папулезной сыпью и температурой из расчета 2 на 100 тысяч населения.

Внедрение в практику активного поиска больных корью среди лиц с лихорадкой и сыпью, независимо от первичного диагноза, в условиях спорадической заболеваемости корью, должно стать обязательным дополнением к системе надзора за этой инфекцией.

Данное мероприятие позволит не только установить истинное число больных корью на каждой конкретной территории, но и подтвердить отсутствие местных случаев кори в отдельных регионах, что в последующем явится основным критерием оценки результативности выполнения Программы ликвидации кори в России и сертификации территорий, свободных от кори.

В целях усиления государственного санитарно-эпидемиологического надзора за корью в условиях спорадической заболеваемости и реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации необходимо:

1. Усилить работу, направленную на завершение в 2006 г. иммунизации взрослого населения до 35 лет, предусмотренного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.03.2004 N 13 "Об усилении мероприятий по профилактике кори".

2. Обеспечить повсеместно 95% охват детей прививками против кори в декретированных возрастах.

3. Активизировать пропагандистскую работу среди населения с использованием СМИ в целях снижения отказов от проведения прививок.

4. Обеспечить своевременное проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах коревой инфекции, обратив особое внимание на организацию и проведение комплекса мероприятий в группах риска (студентов средних и высших учебных заведений, военнослужащих, приезжих из стран СНГ, медицинских работников).

5. Обеспечить контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения вакцины на всех этапах "холодовой цепи".

6. Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации, не участвующим в пилотном проекте "Совершенствование эпидемиологического надзора за корью на территориях со спорадическим уровнем заболеваемости", обеспечить:

6.1. С 1 июля 2006 г. организацию забора крови у лиц с лихорадкой (температура 37,5 и выше) и пятнисто-папулезной сыпью (на 3 - 28 день от ее появления), независимо от первичного клинического диагноза, на содержание противокоревых IgM-антител, исходя из критерия не менее 2-х чел. на 100 тыс., населения (Приложение N 1). При организации обследования (соблюдения условий и сроков сбора, доставки образцов, оформления сопроводительной документации и т.д.) руководствоваться Приказом Минздрава России N 117 от 21.03.2003 "О реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году".

6.2. Заполнение "Карты эпидрасследования случая кори..." на каждого активно выявленного больного корью (с обязательным указанием в ней, что случай выявлен при активном обследовании больных с экзантемой) и направление ее в Национальный научно-методический центр по надзору за корью по мере получения результатов исследования сывороток крови больного.

6.3. Включение в ежемесячные отчеты по заболеваемости корью на территории (таблица "Сведения о заболевших корью в разных возрастных группах", приложение N 5 Приказа Минздрава России N 117 от 21.03.2003) случаев кори, активно выявленных при обследовании больных с лихорадкой и экзантемой.

7. Руководителям территориальных управлений Роспотребнадзора с функциями региональных центров по контролю за корью, директору ФГУН "Санкт-Петербургский НИИЭМ им. Пастера" А.Б. Жебруну:

7.1. Обеспечить исследование сывороток крови больных с лихорадкой и сыпью на содержание противокоревых IgM-антител в сроки, предусмотренные Приказом Минздрава России от 21.03.2003 N 117.

7.2. Результаты исследования сывороток крови больных с лихорадкой и сыпью включать ежемесячно в лабораторный отчет ВОЗ, ежеквартальный отчет "Своевременность поступления и качество сывороток крови больных корью и подозрительных на эту инфекцию", ежегодный отчет "Диагностика кори" и направлять в Национальный научно-методический центр по надзору за корью - ежемесячно в виде списков обследуемых (Приложение N 2).

7.3. Оставшиеся после исследования сыворотки направлять в Национальный научно-методический центр по надзору за корью для дальнейшего изучения.

8. Директору ФГУН "Московский научно-исследовательский институт эпидемиологии и микробиологии им. Г.Н. Габрического" В.А. Алешкину обеспечить:

8.1. Региональные центры с функциями надзора за корью тест-системами в необходимом количестве.

8.2. Общее методическое руководство работой по активному выявлению случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями.

 

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

МИНИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БОЛЬНЫХ С ЭКЗАНТЕМОЙ

И ЛИХОРАДКОЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СЕРОЛОГИЧЕСКОМУ

ОБСЛЕДОВАНИЮ НА НАЛИЧИЕ IGM-АНТИТЕЛ К ВИРУСУ КОРИ

 

                                               Число обследованных

    Территории                2005 г.  (исходя из расчета 2 на 100

                                                        тыс. нас.)

Санкт-Петербург РЦ           13731015                          275

  Коми                         996440                           20

  Архангельская обл.          1262589                           25

  Вологодская обл.            1245468                           25

  Мурманская обл.              872783                           17

  Ненецкий АО                   41954                            1

  Калининградский АО           944979                           19

  Санкт-Петербург             4600000                           92

  Ленинградская обл.          1652923                           33

  Новгородская обл.            674071                           14

  Псковская обл.               736728                           15

  Карелия                      703080                           14

Московский РЦ                34440246                          689

  Магаданская обл.             174685                            4

  Белгородская обл.           1511603                           30

  Брянская обл.               1346548                           27

  Калужская обл.              1021503                           20

  г. Москва                  10406578                          208

  Московская обл.             6629703                          132

  Орловская обл.               842351                           17

  Смоленская обл.             1019040                           20

  Тверская обл.               1425582                           29

  Тульская обл.               1621908                           32

  Ярославская обл.            1338736                           27

  Воронежская обл.            2334049                           47

  Курская обл.                1199123                           24

  Липецкая обл.               1189889                           24

  Тамбовская обл.             1144817                           23

  Таймырский АО                 39378                            1

  Рязанская обл.              1194753                           24

Нижегородский РЦ             12907367                          258

  Костромская обл.             717504                           14

  Владимирская обл.           1487219                           30

  Ивановская обл.             1114925                           22

  Рязанская обл.                ххххх

  Нижегородская обл.          3445341                           69

  Мордовская респ.             866631                           17

  Саратовская обл.            2625728                           53

  Ульяновская обл.            1350713                           27

  Чувашская респ.             1299306                           26

Башкортостанский РЦ          18173161                          363

  Чувашская респ.              хххххх

  Р. Татарстан                3768515                           75

  Р. Башкортостан             4078807                           82

  Пензенская обл.             1422736                           28

  Самарская обл.              3201272                           64

  Челябинская обл.            3551424                           71

  Оренбургская обл.           2150407                           43

Пермский РЦ                  11921044                          238

  Р. Марий Эл                  716850                           14

  Удмуртская респ.            1552759                           31

  Кировская обл.              1461301                           29

  Пермская обл.               2769805                           55

  Коми-Пермяцкий АО             ххххх

  Курганская обл.              992100                           20

  Свердловская обл.           4428229                           89

Ростовский РЦ                22820849                          457

  Р. Адыгея                    444438                            9

  Р. Дагестан                 2621820                           52

  Ингушская респ.              481565                           10

  Кабардино-Балкар.            896938                           18

  Р. Калмыкия                  289881                            6

  Карачаево-Черкес.            434488                            9

  Северо-Осетин. респ.         704394                           14

  Чеченская респ.             1141362                           23

  Краснодарский край          5100250                          102

  Ставропольский край         2717955                           54

  Астраханская обл.            998225                           20

  Волгоградская обл.          2655180                           53

  Ростовская обл.             4334353                           87

Новосибирский РЦ             11822469                          237

  Тюменская обл.              1315104                           26

  Алтайский край              2565599                           52

  Р. Алтай                     203889                            4

  Ханты-Мансийский АО         1469011                           30

  Ямало-Ненецкий АО            523366                           10

  Новосибирская обл.          2662315                           53

  Омская обл.                 2046635                           41

  Томская обл.                1036550                           21

Красноярский РЦ              11054741                          224

  Иркутская обл.              2411221                           48

  Красноярский кр.            2868530                           58

  Р. Хакасия                   540947                           11

  Р. Тыва                      307659                            6

  Кемеровская обл.            2855043                           57

  Усть-Ордынский Бур. АО       134105                            3

  Эвенкийский АО                17422                            1

  Р. Саха                      950668                           20

  Р. Бурятия                   969146                           20

Приморский РЦ                 4391252                           89

  Приморский кр.              2035774                           41

  Камчатская обл.              328309                            7

  Хабаровский кр.             1420230                           28

  Корякский АО                  23839                            1

  Чукотский АО                  50707                            1

  Сахалинская обл.             532393                           11

Амурский РЦ                   2212075                           45

  Амурская обл.                887599                           18

  Агинский Бурятский АО         73485                            2

  Еврейская АО                 188755                            4

  Читинская обл.              1062236                           21

Российская Федерация        143474219                         2875

 

 

 

 

 

Приложение N 2

 

СПИСОК

БОЛЬНЫХ С ЛИХОРАДКОЙ И СЫПЬЮ, ОБСЛЕДОВАННЫХ

НА СОДЕРЖАНИЕ В СЫВОРОТКЕ КРОВИ IGM-ПРОТИВОКОРЕВЫХ

АНТИТЕЛ В ВИРУСОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ФГУЗ "ЦЕНТР ГИГИЕНЫ

И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В ____________________________"

 

1.

(наименование обследуемой территории <*>)

--------------------------------

<*> На каждую территорию, где проведено обследование больных с лихорадкой и сыпью, заполнятся отдельная таблица.

 

N
п/п

Фамилия,
инициалы

Дата 
рожде-
ния  

Дата  
заболе-
вания 

Дата
появ-
ления
сыпи

Дата
взятия
крови

Первич-
ный   
диагноз

Дата 
иссле-
дова-
ния  
сыво-
ротки

Резуль

 

тат   

(IgM- 

корь) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024