| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 30 июня 2006 г. N 0100/7168-06-32

 

О РАССЛЕДОВАНИИ ОСТРЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, проанализировав материалы о состоянии расследования острых профессиональных отравлений в Российской Федерации за 2001 - 2005 годы, сообщает.

За период с 2001 по 2005 гг. было зарегистрировано 396 случаев острых профессиональных отравлений, из них 30 - со смертельным исходом, и 674 пострадавших, из них 162 - женщины. Указанные отравления зарегистрированы в 56 субъектах Российской Федерации.

Наибольшее число случаев острых отравлений и пострадавших зарегистрировано: в Республике Татарстан (23 случая и 35 пострадавших), Алтайском крае (соответственно 19 и 22), Красноярском крае (10 и 23), Пермской области (46 и 51), Свердловской области (28 и 67), Нижегородской области (20 и 21), Самарской области (18 и 24), Архангельской области (16 и 38), Астраханской области (15 и 25), Иркутской области (14 и 39), Липецкой области (14 и 19), Кемеровской области (13 и 25), Челябинской области (11 и 17), Тульской области (10 и 20), г. Москве (12 и 20).

От воздействия химических веществ острые отравления регистрировались в основном у работников химической промышленности, цветной и черной металлургии, жилищно-коммунального хозяйства (на водопроводно-канализационных системах), сельского хозяйства.

Групповые случаи (с числом пострадавших 2 и более человек) острых отравлений ежегодно регистрируются в цветной металлургии, жилищно-коммунальном хозяйстве, химической, газовой промышленности, тракторном и сельскохозяйственном машиностроении. За анализируемый период зарегистрировано 83 групповых случая с числом пострадавших 284 человека.

Основные вещества, послужившие причиной отравлений, - углерода оксид, хлор, двуокись углерода, сероводород, аммиак, формальдегид, диоксид серы, фенол, кислоты, гербициды и фунгициды.

Возрастной состав пострадавших свидетельствует о большой частоте случаев острых отравлений у работников активного трудоспособного возраста: до 20 лет - 12 человек, 20 - 29 лет - 116, 30 - 39 лет - 121, 40 - 49 лет - 173, 50 - 59 лет - 71, 60 лет и старше - 14 человек.

Возникновение острых профзаболеваний (отравлений) обусловлено нарушением правил техники безопасности (28,8 - 37,2%), авариями (14,4 - 25,8%), несовершенством технологических процессов (5,1 - 14,4%), отступлениями от технологического регламента (6,4 - 13,5%), неприменением средств индивидуальной защиты (6,3 - 7,8%).

Следует отметить серьезные нарушения порядка извещения, расследования и учета острых профессиональных отравлений.

Так, в учреждения Роспотребнадзора были направлены извещения по отмененным формам, утвержденным Минздравом СССР в 1980, 1978 и даже в 1954 году (Пермская, Иркутская, Калужская, Самарская, Курганская, Кемеровская области, Республика Чувашия, Хабаровский край и др.). Кроме того, использовались бланки "Об острозаразном заболевании", "О реакции на прививку", форма N 58-1/у "Экстренное извещение о случае острого отравления химической этиологии", утвержденная Приказом N 460 от 29.12.2000 "Об утверждении учетной документации токсикологического мониторинга" (Пермская, Оренбургская, Свердловская, Мурманская, Самарская, Иркутская области), часть извещений оформлена небрежно, без заполнения всех пунктов.

В соответствии с действующим порядком, в течение первых суток, в территориальные органы Роспотребнадзора из лечебно-профилактических учреждений поступили извещения лишь на 43,6% пострадавших (294 человека). В остальных случаях извещения были получены в срок: от 2 до 7 дней - 122 человека, от 8 дней до 1 месяца - на 72 человека, 1 месяц и более - на 17 человек (Республика Татарстан, Вологодская, Самарская области, Приморский, Красноярский края, г. Москва). В 25% случаев срок поступления извещения не указан.

В 181 акте о случаях острых профессиональных заболеваний не указано наименование учреждения, направившего извещение, что повлекло нарушение сроков расследования или невозможность расследования, недостоверность учета случаев профессиональных отравлений.

Основными недостатками составления санитарно-гигиенических характеристик и актов о случаях профессиональных заболеваний являются: противоречивость приводимых в характеристиках и актах данных; неполное изложение обстоятельств и условий возникновения заболеваний (отравлений), отступления от установленных требований оформления и несвоевременное составление этих документов.

30% актов расследования острых профессиональных заболеваний, оформленных за анализируемый период, составлены с нарушениями законодательства Российской Федерации (Ставропольский, Красноярский, Приморский края и др.).

В большинстве случаев при проведении расследований не в полной мере проводятся необходимые лабораторно-инструментальные исследования уровней производственных факторов, не проводится их объективная оценка.

По вине работодателей, в ряде случаев, в работе комиссий по расследованию и оформлению актов профзаболеваний участвовали только представители Роспотребнадзора, без привлечения других заинтересованных организаций.

Без привлечения в необходимых случаях представителей заинтересованных лечебно-профилактических учреждений, территориальных органов Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и других оформлено 80% актов, что является нарушением Постановления Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 г. N 967. Представители территориальных органов Роструда приняли участие в расследовании лишь 17,5% случаев.

Работа по переоформлению или восстановлению утраченных санитарно-гигиенических характеристик условий труда работника, актов о случае профессионального заболевания, проводимая территориальными управлениями Роспотребнадзора и Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по жалобам работников, работодателей, органов социальной защиты, свидетельствует о серьезных нарушениях законодательства Российской Федерации.

Учитывая изложенное, в целях обеспечения установленного порядка расследования и учета острых профессиональных заболеваний в субъектах Российской Федерации:

1. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и по железнодорожному транспорту предлагаю:

1.1. Усилить контроль за мероприятиями по государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ, применяемых в подведомственных организациях и предприятиях.

1.2. Выдавать санитарно-эпидемиологические заключения на виды деятельности (работы, услуги), продукцию, проектную документацию в субъектах Российской Федерации при безусловном их соответствии действующему санитарному законодательству.

1.3. Усилить надзор и контроль, в пределах компетенции службы, за организацией и проведением обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, сроками их проведения при использовании на производствах потенциально опасных химических и биологических веществ.

1.4. Обеспечить контроль за своевременным направлением извещений учреждениями здравоохранения об установлении предварительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления); об установлении, изменении или отмене заключительного диагноза; качеством и полнотой оформления извещений.

1.5. Повысить оперативность при организации расследования обстоятельств и причин возникновения у работника острого профессионального заболевания, формировании комиссии по расследованию и оформлению акта расследования.

1.6. Проводить в необходимом объеме санитарно-эпидемиологические экспертизы, лабораторно-инструментальные и другие гигиенические исследования с целью оценки условий труда на рабочем месте при составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника.

1.7. Своевременно и в полном объеме оформлять акт о случае профессионального заболевания с указанием обстоятельств и причин профессионального заболевания, допущенные нарушения санитарного законодательства, иных нормативных актов.

1.8. Оперативно решать вопросы устранения разногласий при постановке диагноза профессионального заболевания и его расследования.

1.10. Обеспечивать сохранность и учет документации по расследованию случаев острых профессиональных заболеваний.

1.12. Оказывать содействие работникам в решении особо сложных случаев, касающихся вопросов установления связи заболевания с профессией, не решенных на уровне субъектов Российской Федерации, в ГУ "НИИ медицины труда РАМН" и Координационном центре профпатологии Минздравсоцразвития России.

1.13. Обеспечить хранение актов о случае профессионального заболевания и материалов расследования случаев профессиональных заболеваний в соответствии с действующим законодательством.

1.14. Инициировать (совместно с территориальными органами Роструда, Росздравнадзора, Ространснадзора, судебно-медицинской экспертизы и другими) разработку документа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о порядке координации и взаимодействия заинтересованных организаций по вопросам организации профилактических мероприятий, экспертизы связи заболевания с профессией и расследования причин острых и хронических профессиональных заболеваний.

1.15. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации применять к работодателям, нарушающим санитарные правила и гигиенические нормативы в вопросах гигиены труда и профилактики профессиональной заболеваемости работников, меры воздействия, препятствующие возникновению острых профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний.

2. Главному врачу ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора" усилить информационное, юридическое и нормативное обеспечение территориальных управлений Роспотребнадзора по вопросам профилактики и расследования профессиональных заболеваний (отравлений); усилить контроль приема статистических форм, совершенствовать методы анализа профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в связи с вредным воздействием факторов среды обитания в целях формирования государственных информационных ресурсов.

О результатах проведенной работы прошу доложить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека до 1 декабря 2006 года.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018