| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 18 апреля 2007 г. N 0100/3996-07-32

 

О ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В СФЕРЕ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ГРАЖДАНАМ

 

В соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.09.2006 N 321 одним из основных приоритетных направлений деятельности Роспотребнадзора в 2007 году в области защиты прав потребителей должно стать повышение эффективности соответствующей работы в сфере оказания платных медицинских услуг.

Данное обстоятельство обусловлено не только особой социальной значимостью указанного сектора потребительского рынка и многообразием осуществляемых здесь видов деятельности, но и сложившейся в 2005 - 2006 гг. динамикой соответствующих показателей, характеризующих практическую работу территориальных органов Роспотребнадзора по контролю и надзору в области предоставления платных медицинских услуг гражданам.

Так, рост числа поступивших в управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации письменных обращений потребителей за указанный период времени применительно к рассматриваемому сегменту рынка в целом составил 130,8%.

Общее число соответствующих мероприятий по контролю выросло в 2006 году до 4901, что на 15,2% превысило тот же показатель 2005 года. При этом количество плановых проверок возросло в 1,5 раза.

Из 3026 нарушений законодательства о защите прав потребителей, выявленных в 2006 году в рассматриваемой сфере (что составило 138,6% к уровню предшествующего года), каждое четвертое (25,8%) касалось нарушения права потребителей на информацию (ст. ст. 8 - 10 Закона РФ "О защите прав потребителей"), что практически не отличается от соответствующего показателя 2005 года, когда на долю тех же нарушений пришлось 23,5% от их общего числа.

В 2,3 раза увеличилось в 2006 году по сравнению с 2005 годом число фиксируемых фактов нарушения права потребителей на безопасность соответствующих услуг (ст. 7 Закона РФ "О защите прав потребителей") и в 4,9 раза - число нарушений ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей".

72,7% выявленных в сфере оказания платных медицинских услуг нарушений потребительского законодательства в 2006 году (или 2200) было устранено в добровольном порядке, что на 15,3% превышает аналогичный показатель 2005 года, когда таких нарушений было только 1252 из 2183.

В то же время в 2006 году по сравнению с предшествующим периодом произошло снижение (с 939 до 919, или на 2,2%) числа соответствующих возбужденных дел об административных правонарушениях и как следствие - уменьшение (с 901 до 851, или на 5,5%) общего числа вынесенных постановлений о привлечении соответствующих лиц к административной ответственности, что в условиях существенного роста как количества поступающих жалоб потребителей, так и общего числа проводимых мероприятий по контролю является явно неоправданной тенденцией в формирующейся в сфере предоставления платных медицинских услуг административной практике.

В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание своих территориальных органов на необходимость активизации соответствующей деятельности, направленной на повышение эффективности проведения мероприятий по контролю в рассматриваемом секторе потребительского рынка.

При этом необходимо исходить из нижеследующего.

Отношения между потребителями и исполнителями, основанные на возмездном предоставлении гражданам медицинских услуг, регулируются соответствующими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом РФ "О защите прав потребителей", а также иными правовыми актами Российской Федерации, в частности Правилами предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27.

В соответствии с пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность подлежит лицензированию.

Положение о лицензировании медицинской деятельности, а также перечень работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, высокотехнологичной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи при осуществлении медицинской деятельности утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30. При этом согласно пп. "ж" п. 5 указанного Положения о лицензировании одним из обязательных лицензионных требований (условий) является соблюдение лицензиатом санитарных правил при осуществлении им медицинской деятельности, а согласно пп. "ж" п. 7 того же Положения - копия выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам осуществляемой медицинской деятельности является обязательным приложением к соответствующему заявлению, которое соискатель лицензии (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) для ее получения направляет или представляет в лицензирующий орган.

Этими и другими положениями указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 N 30 следует руководствоваться при проверке соблюдения исполнителями соответствующих требований п. 2 ст. 9 Закона РФ "О защите прав потребителей" и п. 3 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.01.1996 N 27 (далее - Правила), в части доведения до потребителей необходимой информации о лицензировании соответствующего вида (видов) медицинской деятельности, а также при проверке соблюдения права потребителей на своевременное получение полной и необходимой информации об оказываемых услугах (выполняемых работах) в целом (ст. ст. 8 - 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", п. п. 10, 13 Правил).

В соответствии с требованиями п. 11 Правил предоставление платных медицинских услуг должно оформляться договором, которым регламентируются условия и сроки их получения, порядок расчетов, права, обязанности и ответственность сторон. С учетом требований ст. 161 ГК РФ такой договор с потребителем заключается в простой письменной форме.

Включение в договор условий, ущемляющих права потребителей по сравнению с правилами, установленными законами (включая нормы ГК РФ) или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а также обусловливание приобретения одних медицинских услуг обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) и (или) выполнение дополнительных платных работ (услуг) без согласия потребителя следует квалифицировать как нарушение исполнителем соответствующих положений ст. 16 Закона РФ "О защите прав потребителей", что должно определять для исполнителя, допустившего подобного рода нарушение, его привлечение к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ. При этом фактическое предоставление соответствующих медицинских услуг без оформления договора, отвечающего вышеназванным требованиям, следует среди прочего рассматривать в контексте соответствующих положений главы 28 ГК РФ.

Соответствующие мероприятия по контролю следует проводить в равной степени как в отношении государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждений "традиционной" системы здравоохранения, так и в отношении иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих медицинскую деятельность, обратив особое внимание (в контексте реализации функций по защите прав потребителей) на практику осуществления в медицинских учреждениях дополнительного медицинского страхования.

Отчетную информацию о проделанной работе и результатах соответствующих мероприятий по контролю применительно к настоящему поручению следует представить в Роспотребнадзор по электронной почте и на бумажном носителе в срок до 10 июля 2007 года. Структура отчета будет сообщена дополнительно.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018