| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 25 сентября 2007 г. N 0100/9707-07-32

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

ЗА ПОДЗЕМНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ВОДОСНАБЖЕНИЯ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучии человека, проанализировав информацию управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации "Об организации и проведении санитарно-эпидемиологического надзора за подземными источниками водоснабжения" за 2005 - 2006 гг. и данные формы 18 "Сведения о санитарном состоянии района, города, автономного округа, области, края, республики", сообщает.

В 2006 г. на контроле находилось 103884 подземных водоисточников. Число подземных источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам в 2006 г., по сравнению с 2005 г., уменьшилось на 117 и составило 14932. Число источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам из-за отсутствия первого пояса зоны санитарной охраны в 2006 г. - 11246 (75,91%), 2005 г. - 11267 (75,46%). Наибольшее количество подземных источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам, - в Смоленской, Курской, Томской и Белгородской областях, Удмуртской Республике.

Число подземных источников, размещенных в зоне влияния загрязняющих объектов хозяйственной деятельности (по критериям СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения"), в 2006 г. составило 3208, что на 31 меньше, чем в 2005 г. - 3239. Наибольшее число подземных источников, размещенных в зоне влияния загрязняющих объектов хозяйственной деятельности, находятся в Московской, Тамбовской, Белгородской, Воронежской и Вологодской областях.

Число незатампонированных бездействующих скважин (находящихся на территории бывших пионерских лагерей, туристических баз, с истекшим сроком эксплуатации) в 2006 г. было 5084, что на 38 меньше, чем в 2005 г. (5122). Наибольшее число незатампонированных бездействующих скважин находится на территории Кировской, Тамбовской, Московской, Калужской областей и Республики Татарстан.

Обращает на себя внимание доля водопроводов из подземных источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам. В 2006 г. эта доля составляла 20,54% (12926), в том числе из-за отсутствия: необходимого комплекса очистных сооружений - 8,14% (4566), обеззараживающих установок - 5,45% (3058); в 2005 г. доля водопроводов из подземных источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам, составляла 22,25% (12525).

Наибольшее количество водопроводов из подземных источников, не соответствующих санитарным нормам и правилам, из-за отсутствия необходимого комплекса очистных сооружений и обеззараживающих установок в Смоленской, Московской, Курской, Орловской и Брянской областях.

Удельный вес водопроводной сети, не отвечающей санитарным нормам и правилам, в 2006 г. составил 15,74% (20594), в 2005 г. - 16,19% (20620).

Наибольшее число водопроводных сетей, не отвечающих санитарным нормам и правилам, в Ростовской, Московской областях, Удмурдской Республике, Краснодарском крае, Республике Северная Осетия - Алания.

В 2006 г. было исследовано 415460 проб воды из подземных источников, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 59145 (14,24%), в 2005 г. из 396595 исследованных проб гигиеническим нормативам не соответствовало 60072 пробы (15,15%).

На санитарно-химические показатели в 2006 г. было исследовано 165749 проб, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 45983 (27,74%), в т.ч. по органолептическим показателям - 31809 (19,19%), в 2005 г. из 161372 исследованных проб по санитарно-химическим показателям не соответствовало гигиеническим нормативам 47891 (29,68%), в т.ч. по органолептическим показателям - 35331 (21,89%), т.е. имеется положительная динамика.

В Красноярском крае все исследованные пробы воды из подземных источников не соответствовали гигиеническим нормативам; более 60% проб воды из подземных источников не соответствовали гигиеническим нормативам в Тюменской, Магаданской, Томской, Смоленской, Ярославской, Вологодской и др. областях, Ямало-Ненецком автономном округе.

На микробиологические показатели в 2006 г. было исследовано 229702 пробы, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 13141 (5,72%), в 2005 г. из 218949 исследованных проб по микробиологическим показателям не соответствовало гигиеническим нормативам 12160 (5,55%).

В 2006 г. доля проб воды из подземных источников, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, значительно превышала средний показатель по Российской Федерации: в Республиках Ингушетия (34,77%), Карелия (17,54%) и Калмыкия (16,42%), Омской (20,49%) и Ленинградской областях (16,98%), Чеченской Республике (30,91%).

В 2006 г., по данным из 79 субъектов Российской Федерации, в 13 субъектах Российской Федерации из воды подземных источников, исследованных по микробиологическим показателям, были выделены возбудители патогенной и условно-патогенной микрофлоры.

По паразитологическим показателям в 2006 г. было исследовано 2926 проб, из них не соответствующих гигиеническим нормативам 21 (0,72%).

В 2006 г. было исследовано 125473 пробы воды из общественных колодцев, каптажей, из них не соответствовало гигиеническим нормативам - 36637 (29,20%), в 2005 г. из 112772 исследованных проб гигиеническим нормативам не соответствовало 32405 проб (28,73%).

По санитарно-химическим показателям было исследовано 48183 пробы воды из общественных колодцев, каптажей, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 14769 проб (30,65%).

К субъектам Российской Федерации, в которых доля проб воды из общественных колодцев и каптажей, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, в 2006 г. значительно превышала средний показатель по Российской Федерации, относятся: Красноярский край (71,06%), Новосибирская (68,85%), Курганская (57,55%) и Ростовская (54,22%) области, Республика Коми (50,73%).

По микробиологическим показателям в 2006 г. было исследовано 74324 пробы воды из общественных колодцев и каптажей, из них не соответствовало гигиеническим нормативам 21806 (29,34%), что выше, чем в 2005 г.

Наиболее высокий процент проб воды из общественных каптажей и колодцев, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, в 2006 г. отмечался в Чувашской Республике (84,63%), Республике Калмыкия (59,29%) и Чеченской Республиках (55,72%), Приморском крае (65,97%), Архангельской (55,94%), Ивановской (54,30%) и Ленинградской (50,12%) областях.

По паразитологическим показателям из общественных каптажей и колодцев в 2006 г. было исследовано 1226 проб (в 2005 г. - 1128), из них не соответствующих гигиеническим нормативам 62 (5,06), в 2005 г. - 27 проб (2,39%). В 2005 г. пробы, не соответствующие по паразитологическим показателям, были выявлены в 2 субъектах Российской Федерации и на железной дороге, а в 2006 г. - в 6 субъектах Российской Федерации и на железной дороге, т.е. произошло ухудшение санитарно-эпидемиологической ситуации. Наибольшее число проб, не соответствующих по паразитологическим показателям, выявлено на железной дороге: в 2006 г. - 49 проб, в 2005 г. 25 проб. Выделен возбудитель патогенной и условно-патогенной микрофлоры в 342 пробах (0,46%). Резко ухудшилась ситуация в Республике Адыгея и Ростовской области.

В 2006 г. в 79 субъектах Российской Федерации было исследовано 10479 проб привозной воды из подземных источников (в 2005 г. - 8961 проба), из них не соответствовало гигиеническим нормативам СанПиН 2.1.4.1074-01 по санитарно-химическим показателям 329 проб - 3,14% (2005 г. - 356 проб - 3,97%), по микробиологическим показателям - 1362 пробы - 13,00% (2005 г. - 1286 проб - 14,35%).

В 2006 г. источники, эксплуатирующие водоносные горизонты с опасным влиянием техногенных факторов, использовались в 11 субъектах и на железной дороге Российской Федерации, в 2005 г. - в 10 субъектах и на железной дороге Российской Федерации. Наибольшее число источников, эксплуатирующих водоносные горизонты с опасным влиянием техногенных факторов, находится на территории Красноярского края - 54 (2005 г. - 60).

По имеющимся данным, количество населения, получающего питьевую воду из подземных водоисточников, не соответствующую гигиеническим нормативам, составило 21777298 человек (в 2005 году "нестандартную" воду употребляло 22333212 человек).

Тревогу вызывает количество населения, употребляющего питьевую воду из подземных водоисточников, загрязненных радионуклидами, 215294 чел. (2006 г.) против 214859 чел. (2005 г.).

В Российской Федерации, по имеющимся данным, число источников нецентрализованного водоснабжения (колодцев, каптажей, родников), общественных колодцев в 2006 году составило 131655, что на 7547 меньше, чем в 2005 г. - 139202. Число общественных колодцев, не имеющих ЗСО, с 18788 - 2005 г. до 17827 - 2006 г. сократилось на 961, каждый второй колодец изношен.

Несмотря на то, что количество колодцев с эксплуатационным износом более 25 лет в 2006 году уменьшилось с 67045 до 63434 (2006 г.), их доля от общего числа колодцев составляла и в 2005 и в 2006 году - 48,2%.

Вызывает серьезные опасения увеличение количества колодцев с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием - 33650 (2005 г.) - 24,4% против 34385 (2006 г.)- 26,1%.

В соответствии с отраслевой статистической отчетной ф. 23 "Сведения о вспышках инфекционных заболеваний" в 2006 году в Российской Федерации было зарегистрировано 77 водных вспышек среди населения, в т.ч. 49 вспышек от использования недоброкачественной питьевой воды централизованного водоснабжения (число пострадавших - 1889 человек, из них 1363 детей).

Случаи инфекционных заболеваний, связанных с подземным водоснабжением в 2006 году регистрировались в Архангельской, Нижегородской, Калужской, Оренбургской областях, Приморском крае; с нецентрализованным водоснабжением - в Республике Тыва, Смоленской области. Один случай массовых инфекционных заболеваний был связан с привозной водой в Приморском крае.

Следует отметить, что в 2006 году повысилась действенность Госсанэпиднадзора за подземными источниками водоснабжения. Так, возросло:

- число ЗСО подземных источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения, охваченных Госсанэпиднадзором, на 3109 ЗСО с 58877 (2005 г.) до 61986 (2006 г.);

- число плановых мероприятий по контролю соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями норм санитарного законодательства при эксплуатации подземных источников водоснабжения - с 15678 (2005 г.) до 17278 (2006 г.);

- число выявленных нарушений на 6909 с 14187 (2005 г.) до 21096 (2006 г.);

- число выданных предписаний на 2218 с 8942 (2005 г.) до 11160 (2006 г.);

- число мер административного принуждения - с 4431 (2005 г.) до 5600 (2006 г.);

- число наложенных штрафов всего в 2005 году составляло 250, в 2006 году - 396, в т.ч. на юридических лиц - 373 (2005 г.), 565 (2006 г.);

- число вынесенных предписаний - 233659 (2005 г.), 362588 (2006 г.);

- число дел, переданных на рассмотрение судьям, - 282 (2005 г.), 445 (2006 г.);

- из них дел, по которым приняты решения о привлечении к ответственности, - 231 из 282 (2005 г.), 321 из 445 (2006 г.);

- число переданных судьям дел о приостановлении эксплуатации объектов, загрязняющих подземные воды, - 37 (2005 г.), 96 (2006 г.);

- число разработанных совместно с органами местного самоуправления программ по улучшению питьевого водоснабжения - 426 (2005 г.), 652 (2006 г.).

Однако, следует отметить, что число мероприятий по контролю, принятые меры органами Роспотребнадзора по субъектам Российской федерации не адекватны, так как в 2006 году число нарушений составило 21096, а число мер административного принуждения только 5600.

В целях совершенствования государственного санитарно-эпидемиологического надзора за подземными источниками водоснабжения Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и железнодорожному транспорту:

- Обеспечить приоритетность вопросов водоснабжения населения при подготовке основных направлений деятельности службы на 2008 г.

- Принять меры по обязательному включению в целевые программы по вопросам водоснабжения и водоотведения предложения и коррективы в мероприятия, направленные на совершенствование систем водоподготовки и очистки сточных вод от загрязнения.

- Повысить действенный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за обеспечением населения питьевой водой должного качества.

- Продолжить работу в системе социально-гигиенического мониторинга и методологии оценки риска влияния качества питьевой воды на здоровье населения с последующей разработкой профилактических мероприятий на основе полученных результатов.

- Рекомендовать предприятиям, осуществляющим водоподготовку в субъектах Российской Федерации к применению наиболее безопасных и эффективных реагентов для очистки воды с учетом региональных особенностей исходной воды, прошедших санитарно-эпидемиологическую экспертизу в установленном порядке.

- Активнее применять меры административного воздействия по выявлению и пресечению санитарных правонарушений, связанных с подачей потребителю недоброкачественной питьевой воды; обеспечением соблюдения режимов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

- Потребовать от руководителей организаций активизировать работу по внедрению новых технологий водоочистки; внедрения в технологических схемах производственных объектов оборотного водоснабжения, исключение использования питьевой воды из подземных источников.

- Проводить расследование каждого случая вспышки ОКИ водного характера с передачей дел в правоохранительные органы.

- Проводить работу по информированию населения через средства массовой информации о качестве питьевой воды.

- Обеспечить регулярное предоставление информации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, о санитарно-эпидемиологической обстановке, связанной с обеспечением населения питьевой водой, с целью принятия соответствующих мер.

- Подготовить предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные и методические документы для совершенствования нормативно-методической базы по контролю качества воды и санитарной охране водоемов.

Органам и организациям Роспотребнадзора Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека предлагает рекомендовать руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления:

- Активизировать работу по разработке и утверждению региональных программ по улучшению качества питьевого водоснабжения населения городских и сельских поселений на 2008 - 2010 гг. на тех территориях, где программы отсутствуют; провести корректировку действующих целевых программ в части определения первоочередных мероприятий по строительству и реконструкции систем водоснабжения с учетом данных по оценке риска здоровью населения от воздействия водного фактора.

- Обеспечить приоритетное финансирование программ, включающих в себя мероприятия по строительству, развитию и реконструкции систем водоснабжения (и водоотведения).

- Изыскивать возможности для использования в целях питьевого водоснабжения подземные водоисточники (в т.ч. как резервных источников водоснабжения) с внедрением современных технологий водоподготовки; расширение использования подземных вод в городах и регионах, где поверхностные воды сильно загрязнены или имеется высокий риск аварийных техногенных загрязнений.

- Обеспечить координацию и взаимодействие органов государственного санитарного и экологического надзора по организации и проведению контрольно-надзорных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия факторов окружающей среды на здоровье населения.

- Обеспечить взаимодействие федеральных, региональных и муниципальных органов в решении вопросов безопасного водоснабжения населения.

От индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию подземных и нецентрализованных источников водоснабжения потребовать:

- Провести инвентаризацию подземных источников питьевого водоснабжения, нецентрализованных источников питьевого водоснабжения, в т.ч. на предмет количества бездействующих, незатампонированных скважин, с неудовлетворительным санитарно-техническим состоянием.

- Обеспечение выполнения требований санитарного законодательства по организации ЗСО подземных и нецентрализованных источников водоснабжения (особенно 1 пояса ЗСО).

- Улучшения санитарно-технического состояния источников нецентрализованного водоснабжения (проводить ремонтные работы, дезинфекцию колодцев).

- Проведения работ по тампонированию бездействующих скважин.

- Обеспечения разработки и выполнения программ производственного контроля.

- Не допускать при смене технологических установок образования отходов с повышенным содержанием природных радионуклидов, требующих обращения с ними как с радиоактивными отходами.

- Обеспечить своевременное проведение ремонтно-профилактических работ на водопроводных сооружениях.

О результатах надзора за состоянием объектов хозяйственно-питьевого водоснабжения с предложениями по совершенствованию этой работы представлять в ФГУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии" Роспотребнадзора вместе с годовыми отчетами.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018