| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 5 декабря 2007 г. N 0100/12562-07-32

 

О НАДЗОРЕ (КОНТРОЛЕ) ЗА ПРЕДПРИЯТИЯМИ

МОЛОКОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проанализировала материалы, касающиеся надзора за производством и оборотом продуктов переработки молока на потребительском рынке страны, и сообщает следующее.

В рамках выполнения требований действующего законодательства управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации проводится целенаправленная работа по надзору (контролю) за обеспечением выпуска качественной и безопасной молочной продукции, производимой и находящейся в обороте на территории Российской Федерации.

Ежегодно на предприятиях разрабатываются планы санитарно-оздоровительных мероприятий, предусматривающие проведение ремонтов производственных цехов и бытовых помещений, ревизий систем коммуникаций и совершенствование технологий производств, повышение уровня гигиенических знаний и квалификации персонала предприятий.

С целью обеспечения выпуска качественной и безопасной продукции ряд предприятий молочной промышленности, включая предприятия малой мощности, устанавливают дополнительное оборудование по обеззараживанию воды, внедряют прогрессивные закрытые технологические процессы на предприятиях (молокоперерабатывающие предприятия ОАО "Вамин Татарстан", ЗАО "Комбинат молочных продуктов "Эдельвейс-М", ОАО "Зеленодольский молочный комбинат" Республики Татарстан, ряд предприятий г. Москвы, Московской и Тамбовской областей, Республики Северная Осетия - Алания и др.).

При этом жесткий контроль за качеством перерабатываемого сырья и соблюдение технологических процессов на молокоперерабатывающих предприятиях в Камчатском крае позволил снизить удельный вес нестандартных проб молочных продуктов на 4,4%, а по Ярославской области на протяжении 6 лет сохранять стабильное качество кисломолочной продукции.

Целый ряд предприятий молокоперерабатывающей промышленности городов Москвы и Санкт-Петербурга, Московской, Нижегородской, Ярославской, Новосибирской и других областей проводят мероприятия по улучшению условий труда работающих и внедряют в производство новые виды молочной продукции, обогащенной витаминами и микроэлементами.

Одновременно с этим в стране ежегодно регистрируются вспышки заболеваний пищевого характера, при которых факторами передачи возбудителя, как правило, являются кисломолочные продукты. Особенность таких вспышек состоит в том, что они отличаются массовым характером заболевания и большим количеством вовлеченных в эпидемический процесс детей.

Так, в 2006 году зарегистрирована вспышка дизентерии среди учащихся школ в г. Старый Оскол и Старооскольском районе Белгородской области (238 сл.), связанная с употреблением недоброкачественной кисломолочной продукции (выработанной на ООО "Русь-молоко", г. Короча), поступившей в детские образовательные учреждения.

В текущем году в Ставропольском крае зарегистрировано 2 крупные вспышки дизентерии Зонне с числом пострадавших свыше 400 человек, преимущественно организованных детей дошкольного возраста. Вспышки возникли в связи с употреблением недоброкачественной кисломолочной продукции (кефир, творожные сырки и др.), выработанной на ОАО "Маслосыродельный завод "Александровский" в Благодарненском районе и ООО "Вилия" в Георгиевском районе Ставропольского края.

Причинами выпуска недоброкачественной молочной продукции являются нарушения требований санитарного законодательства, выявляемые в ходе контрольно-надзорных мероприятий, среди которых наиболее характерны следующие:

- неудовлетворительное санитарно-техническое состояние производственных помещений, в том числе заквасочных отделений, как наиболее значимых в эпидемиологическом отношении и несвоевременное проведение текущих ремонтов на предприятиях:

ОАО "Вурнарский завод сухого обезжиренного молока", ОАО "Красноармейский молочный завод", ОАО "Ибресинский молочный завод" в Республике Чувашия; ОАО "Останкинский молочный комбинат в г. Москва; ОАО "Агроника" в г. Урай, молзавод совхоза "Кондинский", мини молочный завод в поселке Чеускино Нефтьюганского р-на, молочный цех ООО СПП "Югорское", г. Югорск, МУП "Малиновское подсобное хозяйство", п. Малиновский в Ханты-Мансийском автономном округе; МУП "Приобское", ООО "Чаинское" в Томской области; ООО "Казанский молзавод", с. Казанское, ООО "Ялуторовскмолоко" в Тюменской области.

- нарушения поточности технологического процесса:

на ОАО "Серышевском маслосыркомбинате" в Амурской области; на ОАО "Агропром", ООО "Масленица" Муромского района и ООО "Лукьяново" Гороховецкого района во Владимирской области; ЗАО "Графовский пищевик", с. Графовка Шебекинского района в Белгородской области; ООО "Хайбулла-молоко-плюс" и ОАО "Учалы - молоко", г. Учалы в Республике Башкортостан.

- отсутствие контроля температурного режима пастеризации, в том числе в связи с нарушением работы терморегистрирующего устройства:

ООО "Хайбулла-молоко-плюс", ОАО "Нефтекамский гормолзавод" в г. Нефтекамск, ИП Имаев И.Ф. и ИП Сюткин А.А. - цеха по производству молока в г. Ишимбай, ГУСП совхоз "Алексеевский" молзавод, ООО "Кирилловское" - цех по переработке молока, г. Уфа Республики Башкортостан.

- нарушения при производстве, хранении и внесении заквасок:

ОАО "Агроника", г. Урай, молзавод совхоза "Кондинский" в Ханты-Мансийском автономном округе; ООО "Хайбулла-молоко-плюс" и ОАО "Учалы - молоко", г. Учалы в Республике Башкортостан; ОАО "Очаковский молочный завод", г. Москва; ОАО "Ибресинский молочный завод", ООО "Молочное дело - Алатырь" в Республике Чувашия; МУП "Молоко" г. Кяхта в Республике Бурятия; ОАО "Маслодел" и ОАО "Волгомясомоторг" в Волгоградской области.

- нарушения в ведении технологических журналов:

ООО "Хайбулла-молоко-плюс", ОАО "Нефтекамский гормолзавод" в г. Нефтекамск, ИП Имаев И.Ф. и ИП Сюткин А.А. в Республике Башкортостан; ОАО "МСК Михайловский" в Волгоградской области.

- отсутствие документов, подтверждающих качество и безопасность, на сырье и продукцию:

Шебекинский молочный завод в Белгородской области, ОАО "Уфамолзавод", ООО "Лидер", ООО "Агросервис", ООО "Крайс", ООО "Белокатай" - г. Сибай, МУП "Татышлинский маслозавод" в Самарской области и ряд других предприятий.

- нарушение режима санитарной обработки оборудования и инвентаря:

ОАО "Вурнарский завод сухого обезжиренного молока" в Республике Чувашия, ОАО "Агроника" в Ханты-Мансийском автономном округе; молзавод СПК "Чапаевское", ОАО МСК "Волжский" в Волгоградской области; предприятия Жердевского и Сосновского районов в Тамбовской области; МПЦ ООО "Корнилово" ИП Бойченко А.А. в Томской области.

- нарушение условий для соблюдения персоналом предприятий правил личной гигиены:

ООО "Еланский маслосыркомбинат", ООО "Бригантина", ОАО "Молочный комбинат "Ставропольский", ЗАО "Каменнобалковское" Благодарненского района, ООО "Южком" г. Пятигорска, ООО "Луч" Кировского района, ООО "Молочный комбинат" Грачевского района, ООО "Югпродукт" г. Благодарного в Ставропольском крае.

- нарушение сроков прохождения персоналом периодических медосмотров:

ЗАО "Киржачский молочный завод" во Владимирской области, ОАО "Уфамолзавод" и ООО "Кирилловское" в г. Уфа, ИП Никитина Д.Р. в г. Бирск, МУП "Татышлинский маслозавод, ООО "Хайбулла-молоко-плюс" в Республике Башкортостан; ОАО "Очаковский молочный завод", ОАО "Вимм-Билль-Данн" в г. Москва; ООО "Молпроект", ООО "Компания продвижение", ООО "Руснаб", ООО "Сырзавод "Надежда", ОАО "Ульяновскмолпром", ОАО "Теренгульский маслодельный завод" Ульяновской области; молзавод СПК "Чапаевское", ОАО "Волгомясомолторг" в Волгоградской области и др.

По результатам лабораторных исследований за 10 месяцев 2007 года в предприятиях молокоперерабатывающей промышленности отобрано 30755 проб молока и молочных продуктов, при этом удельный вес молочных продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям, в среднем составил 6,8%.

В целом в 2004 - 2006 гг. удельный вес несоответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям проб молочных продуктов, находящихся в обороте, составил 8,64%, 8,22% и 8,05% соответственно и был отмечен наибольшим в Дальневосточном федеральном округе (14,68% - в 2006 г., 13,32% - в 2005 г., 13,49% - в 2004 г.) и наименьшим в Южном федеральном округе (6,12% - в 2006 г., 6,81% - в 2005 г.) и Центральном федеральном округе (в 2004 г. - 7,1%).

В 2006 г. Роспотребнадзором забраковано 379036 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов, из них наибольшее количество составили молочные продукты (37447 партий).

За истекший период 2007 года забраковано 3714 партий молочной продукции объемом 52574 кг, в т.ч. в Пермской области - 377 партий объемом 5795 кг, в Кемеровской области - 136 партий объемом 1254 кг и т.д.

По итогам внеплановых контрольно-надзорных мероприятий наложено 1952 штрафа на общую сумму свыше 4 млн. рублей.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и пресечения распространения и возникновения пищевых отравлений предлагаю:

1. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления:

1.1. Обеспечить финансирование действующих региональных программ, обратив особое внимание на вопросы развития молочной промышленности, техническое переоснащение производств и минимизацию влияния человеческого фактора.

2. Рекомендовать индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам:

2.1. Обеспечить выполнение требований санитарного законодательства при производстве, хранении, транспортировке и реализации продовольственного сырья и молочной продукции;

2.2. Своевременно решать вопросы, связанные с повышением уровня профессиональных знаний и гигиенической подготовки работников, занятых в сфере производства и реализации пищевых продуктов, в том числе молока и молочной продукции;

2.3. При объявлении конкурсных торгов по отбору поставщиков продуктов питания в организованные коллективы (детские дошкольные и образовательные учреждения), в условия конкурсов включать требования по поставке молока и молочной продукции, произведенной благополучными в санитарно-эпидемиологическом отношении предприятиями.

3. Руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации:

3.1. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства при производстве, хранении, транспортировке, реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов;

3.2. Обеспечить контроль за гигиенической подготовкой, аттестацией, своевременным прохождением периодических медицинских осмотров работниками, занятыми в производстве пищевых продуктов;

3.3. Во всех случаях нарушений санитарного законодательства при производстве и обороте пищевых продуктов применять к нарушителям меры административного воздействия, вплоть до административного приостановления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатации пищевых объектов, а также передачи материалов в правоохранительные органы;

3.4. Активизировать разъяснительную работу с населением по профилактике кишечных инфекций через средства массовой информации;

3.5. Включить в план работы и провести в 2008 году проверку молокоперерабатывающих предприятий, обобщенные материалы представлять в Роспотребнадзор ежеквартально 10 числа следующего за кварталом месяца в виде таблицы по системе электронного перевода отчетов на сайт: report.gsen.ru с учетом логина и пароля по прилагаемой схеме.

Соответствующую информацию о проделанной работе и принятых мерах также необходимо представить в Роспотребнадзор в пояснительных записках и таблицах на бумажном носителе и в электронном виде по адресу: depart@gsen.ru, Chikina_LV@gsen.ru в указанные сроки.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО


 

СХЕМА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ЗА ПРОИЗВОДСТВОМ МОЛОКА И МОЛОКОПРОДУКТОВ

 

Наимено-
вание  
субъекта
Россий-
ской Фе-
дерации

Число   
объектов,
произво-
дящих   
молоко и
молоко- 
продукты

Число проверен-
ных объектов, 
производящих  
молоко и моло-
копродукты    

Исследовано проб продукции 

Число
забра-
кован-
ных  
партий

Объем
забра-
кован-
ных  
партий

по санитарно-
химическим   
показателям  

по микробиоло-
гическим     
показателям  

Всего

из них с
лабора- 
торным  
контролем

Всего

из них 
не соот-
ветству-
ет гиги-
еничес-
ким нор-
мативам
(из    
графы 5)

Всего

из них 
не соот-
ветству-
ет гиги-
еничес-
ким нор-
мативам
(из    
графы 7)

1   

2   

3 

4   

5 

6   

7 

8   

9  

14 

...    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименова-
ние      
субъекта 
Российской
Федерации

Принятые меры административного принуждения    

Число 
наложенных
штрафов

Сумма 
наложенных
штрафов

Количество дел,
переданных в 
следственные 
органы    

Количество дел,
по которым  
приняты решения

1    

19   

20   

21      

22      

...      

 

 

 

 

...      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СХЕМА

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О ПРОВЕДЕНИИ НАДЗОРНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ МОЛОКА И МОЛОКОПРОДУКТОВ

 

Наимено-
вание  
субъекта
Россий-
ской Фе-
дерации

Число   
объектов,
реализу-
ющих    
молоко и
молоко- 
продукты

Число проверен-
ных объектов, 
реализующих   
молоко и моло-
копродукты    

Исследовано проб продукции 

Число
забра-
кован-
ных  
партий

Объем
забра-
кован-
ных  
партий

по санитарно-
химическим   
показателям  

по микробиоло-
гическим     
показателям  

Всего

из них с
лабора- 
торным  
контролем

Всего

из них 
не соот-
ветству-
ет гиги-
еничес-
ким нор-
мативам
(из    
графы 5)

Всего

из них 
не соот-
ветству-
ет гиги-
еничес-
ким нор-
мативам
(из    
графы 7)

1   

2   

3 

4   

5 

6   

7 

8   

9  

14 

...    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

...    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наименова-
ние      
субъекта 
Российской
Федерации

Принятые меры административного принуждения    

Число 
наложенных
штрафов

Сумма 
наложенных
штрафов

Количество дел,
переданных в 
следственные 
органы    

Количество дел,
по которым  
приняты решения

1    

19   

20   

21      

22      

...      

 

 

 

 

...      

 

 

 

 

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018