| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 31 марта 2008 г. N 01/2890-8-32

 

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФИЛАКТИКИ КРЫМСКОЙ

ГЕМОРРАГИЧЕСКОЙ ЛИХОРАДКИ В ЮЖНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

 

Федеральная служба по надзору в сере защиты прав потребителей и благополучия человека отмечает, что эпидемиологическая и эпизоотическая ситуация, сложившаяся на территории Южного федерального округа (ЮФО) в последние годы, свидетельствует об активизации природного очага Крымской геморрагической лихорадки (КГЛ), вызвавшего подъем заболеваемости среди населения.

Эпидемические проявления КГЛ с 1999 г. по 2007 г. (с начала активизации очага) зарегистрированы в семи из 13 субъектов ЮФО (Ростовская, Волгоградская, Астраханская области, Ставропольский край, Республики Дагестан, Калмыкия, Ингушетия). Один заносный случай (из Ставропольского края) зарегистрирован в Карачаево-Черкесской Республике. За девять лет в ЮФО выявлены 1004 больных, из них у 48 (4,7%) заболевание закончилось летальным исходом. Наибольшее количество за указанные годы зарегистрировано в Ставропольском крае - 346 случаев, что составляет 34,4% от числа всех больных, выявленных в ЮФО. Кроме того, напряженная эпидемическая ситуация сложилась в Республике Калмыкия, где зарегистрировано 23,2% от всех случаев, имевших место в ЮФО, в Ростовской области - 18,7% и Астраханской области - 11,5%.

В 2007 году на юге России зарегистрированы 234 случая КГЛ с четырьмя (1,7%) летальными исходами, что на 17% превысило число случаев, выявленных в 2006 г. (200 больных), больше, чем в предшествующие годы. Наибольшее количество больных выявлено в Республике Калмыкия (64), в Ставропольском крае (63), Ростовской (53) и Волгоградской (30) областях. При этом рост числа заболевших КГЛ отмечался в Волгоградской области в 1,9 раза и в Ставропольском крае в 1,5 раза. Кроме того, зарегистрированы 20 случаев КГЛ в Астраханской области, два - в Республике Дагестан, один - в Республике Ингушетия. Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения в Республике Калмыкия (22,0) существенно выше, чем в других неблагополучных по этой инфекции субъектах, и превышает в 18,3 раза заболеваемость в Ростовской области (1,2), в 11 раз - в Астраханской области (2,0) и в 9,4 раза - в Ставропольском крае (2,35).

Более 90% среди заболевших КГЛ составляют жители сельской местности, трудовая деятельность которых связана с животноводством или полевыми работами. Заболеваемость городских жителей связана с их выездами на дачные участки в районы, где и происходит заражение.

Заболеваемость регистрируется во всех возрастных группах, однако наиболее часто происходило инфицирование людей трудоспособного возраста от 20 лет до 60 лет. Высоким остается удельный вес заболевших и в возрастной группе 60 лет и старше. В профессиональном составе по-прежнему значительную долю составляют неработающие лица (2007 г. - 26,9%, 2006 г. - 27,5%) и пенсионеры (2007 г. - 14,1%, 2006 г. - 24%). Заражение, как правило, происходило при укусах или раздавливании клещей незащищенными руками (61,7% - в 2007 г. и 58,5% - в 2006 г.).

Анализ клинических проявлений показал, что у 66,7% (2006 г. - 56%) больных преобладала клиническая форма без геморрагического синдрома, в том числе в Ростовской области она составила 79,2%, в Республике Калмыкия - 67,2%. В то же время у больных в Астраханской области клиническая форма с геморрагическим синдромом отмечалась у 60% больных. Клиническое течение КГЛ в целом по ЮФО у 68,4% больных характеризовалось среднетяжелой формой (2006 г. - 59,5%). В Астраханской и Волгоградской областях этот показатель составил 90%, в Ставропольском крае - 85,7%, в Республике Калмыкия - 76,6%. С 26,5% в 2006 г. до 15,8% в 2007 г. уменьшилось количество больных с тяжелой формой заболевания. Остается высоким процент поздних обращений населения за медицинской помощью. В Ростовской области 25% заболевших КГЛ обратились в лечебно-профилактические учреждения на 5-ый и более поздние дни от начала заболевания, Республике Калмыкия - 17%, Ставропольском крае - 11% и Волгоградской области - 10%.

В целом по ЮФО несколько улучшилась первичная клиническая диагностика. Так, в Республике Калмыкия в 2007 г. при обращении всем больным был выставлен первичный диагноз КГЛ, в Ставропольском крае - 80,9%. В то же время в Ростовской области предварительный диагноз был поставлен только 47,1% больным. Анализ сроков госпитализации больных со дня обращения показал, что в Ростовской области в день обращения госпитализированы - 88,7% обратившихся, в Республике Калмыкия - 79,7%, в Ставропольском крае - 66,7%.

Сохранение температурного порога в ранний весенний сезон выше 15 °С, сокращение посевных площадей сельскохозяйственных культур, восстановление степной растительности в результате сокращения поголовья овец способствовало увеличению численности прокормителей Н. Marginatum (зайцы, лисы и др.) и активизации циркуляции вируса в природных биотопах с вовлечением в эпизоотический процесс домашних животных, а также определенных групп населения. Активизация клещей в последние годы в природных условиях проявляется со второй половины марта или первой половины апреля в зависимости от климатического фактора. Так, в 2007 г. активные клещи в Астраханской области в природе выявлены 23.03.07, пик численности пришелся на III декаду мая с индексом обилия 10,3.

Максимальные значения сезонной заболеваемости КГЛ обусловлены наивысшей активностью имаго и регистрируются на месяц позже пиков численности и вирусофорности переносчика инфекции. Это обстоятельство, прежде всего, связано со сроками проведения сельскохозяйственных работ, обусловливающих более тесный контакт населения и сельскохозяйственных животных с открытыми стациями. Наибольшее число случаев КГЛ от общего числа зарегистрированных в сезон случаев регистрируется в мае - июне (28,0% и 52% соответственно), тогда как в апреле и августе отмечаются, как правило, единичные случаи заболеваний.

В связи с ранней циркуляцией клещей в природных биотопах существенно возрастает роль проведения до начала пика численности клещей акарицидных обработок крупного (КРС) и мелкого (МРС) рогатого скота в хозяйствах, объемы которых продолжают оставаться недостаточными.

В 2007 г. отмечалось увеличение численности клещей и заклещевленности крупного и мелкого рогатого скота по сравнению с предыдущим годом в Ставропольском крае, Волгоградской и Астраханской областях. В апреле индексы обилия клещей на животных в Ставропольском крае и Волгоградской области были в 1,3 раза выше по сравнению с прошлым годом, а средний сезонный показатель в 2007 г. в Ставропольском крае (17,2) в 1,56 раза превысил показатель 2006 г. (11) и был самым высоким за все время наблюдения за очагом. В Волгоградской области средний сезонный показатель заклещевленности животных (1,3) увеличился на 18% и был самым высоким с 2001 г. В Астраханской области в марте индексы обилия клещей (0,7) были в 10 раз, а в апреле (2,9) в 1,9 раза выше, чем в 2006 г., а средний сезонный показатель (4,5) превысил показатель предыдущего года (2,6) в 1,7 раза. Это свидетельствует о недостаточности и несвоевременности проведения акарицидных обработок крупного и мелкого рогатого скота. Так (по данным ежедневных донесений), в Астраханской области на 6 июня 2007 года акарицидными обработками было охвачено только 17,5% учтенного поголовья КРС, Ставропольском крае - 49%, Республике Калмыкия - 61%. В Республике Дагестан в течение всего эпидсезона 2007 года акарицидными обработками было охвачено только 9% КРС и 6% МРС. В Астраханской области объем акарицидных обработок снизился в 1,7 раза (обработано 36% КРС и 8% МРС) по сравнению с 2006 г. (62% и 13,3%, соответственно).

Наличие устойчивых природных очагов КГЛ в территориях ЮФО является следствием сокращения объемов агротехнических, дератизационных и дезинсекционных работ, использования для барьерных обработок малоэффективных препаратов, несвоевременного начала проведения акарицидных обработок животных, недостаточного финансирования профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с КГЛ. В природных очагах обрабатываются преимущественно территории летних оздоровительных учреждений для отдыха детей.

Следует отметить, что в 2007 г. антиген вируса КГЛ выявлен в полевом материале на некоторых территориях ЮФО (Краснодарский край, Карачаево-Черкесская, Кабардино-Балкарская Республики), где заболевания КГЛ в 1999 - 2007 гг. не регистрировались.

Мероприятия по профилактике КГЛ и лечебно-профилактические мероприятия осуществляются в соответствии с постановлениями и распоряжениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЮФО, планами мероприятий по профилактике природно-очаговых и особо опасных инфекций, программ по профилактике КГЛ и совместных приказов органов и учреждений Роспотребнадзора и органов управления здравоохранением. Вопросы предупреждения заболеваний КГЛ рассматривались на заседаниях правительств и муниципальных органов, межведомственных и санитарно-противоэпидемических комиссиях, медицинских штабах, коллегиях органов управления здравоохранением и Управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации. Ежегодно в субъектах Российской Федерации ЮФО проводятся проверки готовности лечебно-профилактических учреждений к эпидсезону, семинары с медицинскими работниками, активно ведется разъяснительная работа в средствах массовой информации для населения, издаются средства наглядной агитации (памятки, листовки, плакаты). В Астраханской области в 2007 г. введена система межведомственного обмена оперативной информации, с предоставлением в Управление Роспотребнадзора отчетов с нарастающим итогом об объемах проводимых специальных медицинских и ветеринарных мероприятий, эпизоотологическом обследовании природного очага КГЛ.

Наиболее проблемными моментами в борьбе с КГЛ в субъектах ЮФО остаются недостаточные объемы ежегодного финансирования профилактических мероприятий и несвоевременное поступление средств заинтересованным службам и ведомствам, что не позволяет эффективно их осваивать.

В Ставропольском крае общая сумма средств из краевого и муниципальных бюджетов составила 9,6 млн. руб., Ростовской области - 11,5 млн. руб., Волгоградской области - 11,3 млн. руб. В Республике Калмыкия на проведение противоклещевых обработок территорий летних оздоровительных лагерей было запланировано выделение финансовых средств из местных бюджетов в размере 1,5 млн. руб., акарицидных обработок животных, агротехнические мероприятий, противоклещевых обработок пастбищ - 4,5 млн. руб., однако по состоянию на 17 мая 2007 г. было выделено только 1,16 млн. руб. В Астраханской области на проведение мероприятий по профилактике КГЛ было выделено 0,6 млн. рублей, в том числе из муниципальных бюджетов - 0,1 млн. руб. Территориальными органами федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного надзора в Астраханской области дополнительно закуплено акарицидных препаратов на сумму 136 тыс. руб. (в 2006 г. - 284,5 тыс. руб.).

Вышеизложенное позволяет считать, что эпидемиологическая обстановка по КГЛ на территории юга России остается неустойчивой. Прогноз обстановки на 2008 г. следует признать неблагоприятным. При отсутствии адекватных профилактических мероприятий на юге России сохранится высокая заболеваемость КГЛ.

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Южного федерального округа, своевременного проведения мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболевания Крымской геморрагической лихорадкой на территории Южного федерального округа, предлагаю:

1. Внести на рассмотрение межведомственных совещаний вопрос о готовности муниципальных образований к организации и проведению профилактических, противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий на территории субъекта в эпидсезон 2008 года;

2. Совместно с органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации ЮФО, территориальными органами Федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного надзора субъектов Российской Федерации в ЮФО внести в органы исполнительной власти предложение о выделении финансовых средств в необходимых объемах для закупки акарицидных препаратов, препаратов для лечения больных, проведения лабораторных исследований, эпизоотологических обследований природных очагов, а также на проведение дератизационных и дезинсекционных обработок в природных очагах КГЛ;

3. Провести анализ хода подготовки к эпидсезону КГЛ в 2008 году и информировать руководителей муниципальных органов управления с предложениями об определении объемов и обеспечении 100% охвата акарицидными обработками скота до начала массовой активности клещей и регистрации первых больных (с третьей декады марта по третью декаду апреля), своевременном проведении агротехнических мероприятий на пастбищах и противоклещевых обработок территорий летнего оздоровительного отдыха детей и рекреационных зон;

4. Совместно с органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации в ЮФО организовать и провести до 30 апреля 2008 г. семинары и инструктаж специалистов лечебно-профилактических учреждений и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" по вопросам клинической, лабораторной диагностики, лечения и профилактики КГЛ;

5. Просить территориальные органы Федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного надзора субъектов Российской Федерации ЮФО обеспечить контроль за закупками акарицидных препаратов, организацией и проведением акарицидных обработок сельскохозяйственных животных в частных подворьях и общественных хозяйствах, провести семинары и инструктаж ветеринарных работников по вопросу профилактики КГЛ;

6. Внести в апреле 2008 г. на рассмотрение коллегий органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации ЮФО вопрос о готовности лечебно-профилактических учреждений к приему и размещению больных КГЛ, лабораторно-диагностической базы, своевременности выявления и госпитализации больных КГЛ, регистрации и представления экстренных извещений о случаях подозрения на это заболевание в установленном порядке в органы и организации Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации;

7. Усилить государственный санитарно-эпидемиологический надзор за организацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий, направленных на подавление численности переносчиков в природных очагах, зонах отдыха населения и летних детских оздоровительных учреждениях, акарицидными обработками животных;

8. Обеспечить систематический анализ и оценку эпизоотологических и эпидемиологических данных в природных очагах КГЛ;

9. Принять меры по обеспечению и поддержанию в постоянной готовности лабораторной базы к проведению исследований на КГЛ;

10. Обеспечить оперативное взаимодействие с противочумными учреждениями, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии", органами управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации ЮФО, территориальными органами Федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного надзора субъектов в ЮФО и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении неотложных задач профилактики и борьбы с КГЛ и выработке стратегических направлений этой работы;

11. Шире использовать меры административного воздействия к руководителям организаций и учреждений, индивидуальным предпринимателям и частным лицам по обеспечению санитарного законодательства, мероприятий, направленных на предупреждение возникновения заболеваний КГЛ;

12. Обеспечить неукоснительное выполнение Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 2007 года от 02.04.2007 N 17 "О мерах по совершенствованию профилактики Крымской геморрагической лихорадки в Южном федеральном округе", о его выполнении доложить до 01.10.08.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018