| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 26 мая 2008 г. N 01/5440-8-32

 

О ПРОВЕРКЕ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО КОНТРОЛЮ

В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

 

В целях эффективного обеспечения отдыха и оздоровления детей в период летней оздоровительной кампании 2008 года, комплексной защиты связанных с этим соответствующих прав граждан, контроль и надзор за соблюдением которых возложен на Роспотребнадзор, во исполнение решения Коллегии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2008 г. обращаю внимание на то, что в отношении хозяйствующих субъектов, оказывающих (предоставляющих) по возмездному договору с гражданами услуги в сфере детского отдыха (туризма), необходимо в установленном порядке обеспечивать применение мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений соответствующими лицами обязательных требований, не только в сфере законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии, но и в области защиты прав потребителей.

Практическую работу в этом направлении следует, в частности, вести с учетом соответствующих указаний и рекомендаций, содержащихся в ранее направлявшихся инструктивно-методических письмах от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32 "Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания" и от 24.03.2008 N 01/2555-8-32 "Об оптимизации форм и методов работы по рассмотрению обращений потребителей".

При этом особое значение необходимости реализации соответствующих полномочий в области законодательства о защите прав потребителей как в части применения административных мер воздействия, так и в части использования гражданско-правовых механизмов, следует придавать в случаях, когда это позволяет эффективно и действенно дополнять функции по контролю за соблюдением санитарного законодательства.

Так, следует иметь в виду, что согласно положениям п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни и здоровья потребителя. При этом требования, которые должны обеспечивать такую безопасность, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке (в том числе Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и санитарными правилами и нормами).

Положениями ст. 4 Закона N 2300-1 также закреплено, что услуга, оказываемая по возмездному договору, помимо соответствия по качеству условиям договора (п. 1 ст. 4), обычным или конкретным (заявленным) целям ее приобретения (п. п. 2, 3 ст. 4) должна соответствовать обязательным требованиям.

В этой связи в тех случаях, когда следствием несоблюдения соответствующих обязательных санитарно-эпидемиологических требований явилось причинение вреда здоровью (жизни) находящихся на отдыхе детей, такого рода факты необходимо квалифицировать не только по нормам санитарного законодательства, но и законодательства о защите прав потребителей. При этом потребителям, под которыми в данном случае следует понимать обладающих гражданской дееспособностью законных представителей несовершеннолетних - родителей, усыновителей, опекунов или попечителей (см. ст. ст. 21, 26, 28, 31 - 36 Гражданского кодекса Российской Федерации), следует среди прочего оказывать необходимую консультационную и практическую помощь в деле защиты их потребительских прав, а в случае возбуждения соответствующих дел об административных правонарушениях - разрешать вопрос об их привлечении к участию в деле в качестве потерпевших (см. ст. ст. 25.2, 25.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Особое внимание следует уделять более активному формированию в рассматриваемой области судебной практики, связанной с возмещением имущественного вреда, причиненного потребителям вследствие недостатков услуги, правовая основа которого, а также лица, ответственные за такой вред, сроки его возмещения и основания освобождения от ответственности определены ст. ст. 1095 - 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. ст. 13, 14 Закона N 2300-1.

В соответствии с указанными нормами вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие конструктивных, производственных или иных недостатков услуги, подлежит возмещению ее исполнителем независимо от его вины и от того, состоял потерпевший с ним в договорных отношениях или нет (последнее обстоятельство, по мнению Роспотребнадзора, делает возможным распространение указанных положений гражданского законодательства, в том числе, на тех лиц, которые получают соответствующие виды услуг, связанные с отдыхом, оздоровлением, санаторно-курортным лечением и т.п., в рамках осуществляемой в установленном порядке государственной социальной помощи).

Правовыми основаниями для компенсации потребителям морального вреда служат соответствующие положения ст. ст. 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 15 Закона N 2300-1.

Напоминаем, что участие территориальных органов Роспотребнадзора в судебной защите прав потребителей регламентировано ст. ст. 46, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 40 Закона N 2300-1.

Документированную информацию об административной и судебной практике применения территориальными органами Роспотребнадзора законодательства о защите прав потребителей при реализации соответствующих функций по контролю и надзору в сфере организации летнего отдыха и оздоровления детей представить в срок до 20 сентября 2008 года.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018