| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 29 мая 2008 г. N 01/5609-8-32

 

О РЕАЛИЗАЦИИ "ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ КОРИ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К 2010 ГОДУ" В 2007 ГОДУ

 

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека провела анализ реализации "Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году" (далее - Программа) в 2007 году и сообщает следующее.

К началу третьего этапа реализации Программы, рассчитанного на 2008 - 2010 гг., на большинстве территорий страны созданы условия, способствующие элиминации кори.

Всего в 2007 году зарегистрировано 173 случая кори, 38 из них - завозные, преимущественно из Узбекистана (23 случая). Показатель заболеваемости корью по стране в целом впервые составил 0,12 на 100 тыс. населения и (без учета завозных случаев) практически достиг критерия элиминации кори ВОЗ (менее 1 на 1 млн. населения).

По сравнению с предыдущим 2006 годом заболеваемость снизилась в 8 раз; 58 территорий (68,2%) оставались свободными от кори, на остальных 27 - показатель не превышал 1,0 на 100 тыс. населения.

Низкий уровень заболеваемости определяется, прежде всего, высоким охватом населения прививками против кори. В настоящее время охват детей в декретированных возрастах двумя прививками против кори по стране превышает 96%, что соответствует регламентированным показателям и позволяет обеспечить эпидемическое благополучие детского населения.

Реализация Постановления Главного государственного санитарного врача от 09.03.04 N 13 "Об усилении мероприятий по профилактике кори" позволила значительно повысить охват вакцинацией против кори взрослых до 35 лет (не привитых, с неизвестным прививочным анамнезом). Необходимость этого мероприятия определялась ведущей ролью данного контингента в возрастной структуре заболевших на протяжении последних пяти лет. Трудности в реализации названного Постановления были связаны с недостаточным объемом финансирования из местных бюджетов закупок живой коревой вакцины.

В 2007 году тенденция преобладания взрослого населения в общей структуре заболеваемости корью также сохранилась, хотя и на более низком уровне - 139 из 173 заболевших корью - лица 15 лет и старше. Соотношение доли заболевших детей и взрослых составило соответственно 19,7% и 80,3%, или 1:4. Половину всех случаев заболевания корью составили взрослые 20 - 29 лет - 86 человек (49,7%).

В целях усиления мероприятий по реализации Программы ликвидации кори к 2010 году в Российской Федерации издано Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.08.07 N 63, в соответствии с которым в 2008 году планируется завершить вакцинацию взрослых до 35 лет, не привитых, не болевших, не имеющих сведений о прививках, с первоочередной вакцинацией студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов, других труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), а также лиц из групп риска - медицинских работников, педагогов, работников торговли и др. с охватом не менее 95% от числа подлежащих.

Приказом Минздравсоцразвития России от 30.10.2007 N 673 "О внесении изменений и дополнений в Приказ Минздрава России от 27.06.2001 N 229 "О национальном календаре профилактических прививок и календаре прививок по эпидемическим показаниям" иммунизация против кори подростков и взрослых до 35 лет, не болевших, не привитых и не имеющих сведений о профилактических прививках против кори, введена в Национальный календарь профилактических прививок. В 2008 году планируется привить 900 тыс. человек данного возраста.

С 2007 года активно начата иммунизация против кори военнослужащих по контракту в возрасте 18 - 35 лет, вакцинация которых введена в календарь профилактических прививок Министерства обороны Российской Федерации.

Анализ прививочного статуса заболевших корью выявил, что среди заболевших детей 13 (38,2%) - не привиты против кори (без учета детей в возрасте до 1 года), 13 (38,2%) - заболели на разных сроках после проведенной вакцинации, в том числе 10 детей через 2 - 4 года после прививки. У заболевших корью взрослых, напротив, 64,0% - не имели сведений о прививках, а 21,6% - оказались не привитыми. В основном это лица до 35 лет, которые подлежали дополнительной вакцинации.

Таким образом, на территории Российской Федерации по-прежнему сохраняется контингент, восприимчивый к кори, что при заносе инфекции приводит к формированию очагов.

На этапе спорадической заболеваемости чрезвычайно важной составляющей эпиднадзора является оперативность проведения противоэпидемических мероприятий в очагах. В 2007 году было зарегистрировано 125 очагов кори, из них 108 очагов (86,4%) с 1 случаем кори, 17 (13,6%) - разной степени интенсивности.

В 2007 году зарегистрированы вспышки кори, в том числе в г. г. Нижнем Новгороде (25 случаев), Владивостоке (11 случаев), Красноярске (10 случаев), характеризующиеся разной степенью интенсивности и распространенности и наличием импортированного источника инфекции: из Узбекистана случаи кори завезены в Нижний Новгород, из Китая - во Владивосток и Красноярск.

Следует отметить, что в отдельных регионах недостаточно внимания уделяется расследованию случая кори, выяснению источника инфекции, возможных и вероятных контактов, что особенно важно для территорий, где в течение месяца регистрируется один местный случай или единичные не связанные друг с другом случаи заболевания.

Снижение заболеваемости корью до спорадического уровня требует проведения более тщательного эпидемиологического надзора за инфекцией. В период элиминации для территорий, где случаи кори не регистрируются, основным направлением работы является активный поиск возможных пропущенных случаев заболевания среди больных другими экзантемными заболеваниями (с лихорадкой и пятнисто-папулезной сыпью) независимо от первичного диагноза. В 2005 году при обследовании 1537 человек с лихорадкой и сыпью, выявлено 14 (0,9%) случаев кори, в 2006 г. из 2546 обследованных выявлено - 45 (1,8%) больных корью, в 2007 г. обследовано 2922 человек, из них - 14 (0,5%) случаев кори.

Объем запланированных обследований лиц с экзантемой и лихорадкой в целом по стране приближался к целевому показателю (не менее 2 на 100 тыс. населения). Однако на ряде территорий (Калужская, Смоленская, Ленинградская, Волгоградская, Ростовская, Тюменская, Новосибирская области, Пермский край, Республики Саха и Бурятия) фактическое число обследованных больных в 2007 году значительно меньше предусмотренного планом.

Кроме того, до настоящего времени ряд территорий остаются "молчащими", в том числе Московская и Орловская области, а также Чеченская Республика и другие.

Осуществление активного надзора за корью позволило получить обоснованное доказательство отсутствия местных случаев кори на большинстве территорий Российской Федерации.

О достаточно устойчивом эпидблагополучии по кори в стране свидетельствуют также результаты генотипирования диких штаммов вирусов кори, циркулирующих на территории России. В 2007 году отмечено нарастание роли множественного импортирования в Российскую Федерацию как традиционного для России генотипа D6 из сопредельных регионов, в основном стран СНГ, так и нехарактерных генотипов (D5, D8, H1) из отдаленных регионов земного шара. Штаммы генотипа D6, выделенные в России в 2003 - 2007 гг., характеризуются низкой вариабельностью, что отражает ограниченное число звеньев трансмиссии и демонстрирует генетическую стабильность вируса, циркулирующего на низком эндемическом уровне в регионах с высоким уровнем популяционного иммунитета.

В целом ход выполнения Программы ликвидации кори в Российской Федерации позволяет прогнозировать благополучную эпидемическую ситуацию по данной инфекции и демонстрирует факт элиминации местных случаев кори на отдельных территориях, а также возможность начала процедуры сертификации. О качественных и количественных изменениях эпидемического процесса кори свидетельствуют также:

- снижение значимости сезонного фактора в распространении инфекции, вспышечный характер заболеваемости корью;

- низкие показатели заболеваемости детского населения (0,16 на 100 тыс. нас.; в 2007 году корью заболело всего 34 ребенка, из которых 9 - выявлены активно);

- отсутствие распространения инфекции в 86,5% очагов;

- наличие социркуляции штаммов вируса кори разных генотипов.

Вместе с тем, в результате многофакторного анализа заболеваемости корью, охвата населения прививками живой коревой вакциной выявлены территории риска, возрастные и профессиональные группы риска заболевания.

Согласно форме государственной статистической отчетности N 6 "Сведения о контингентах детей, подростков и взрослых, привитых против инфекционных заболеваний", охват прививками лиц 18 - 25 лет по субъектам Российской Федерации составляет более 80%, однако на большинстве территорий охват взрослых 30 - 35 лет не превышает 50%. К территориям риска заболевания и распространения кори в случае ее заноса, прежде всего, следует отнести Чеченскую Республику (до 80% лиц 18 - 35 лет - более 170000 человек остаются не привитыми против кори), Республику Северная Осетия (Алания), Ставропольский край и другие.

К группам риска относятся: иностранные граждане или лица без гражданства, получающие разрешение на временное проживание, вид на жительство и/или разрешение на работу в Российской Федерации, труднодоступные группы населения (цыгане, вынужденные переселенцы, религиозные общины), не работающее население, военнослужащие, студенты и т.п. В основном это лица 18 - 35 лет - возрастная группа, которая согласно Национальному календарю профилактических прививок должна быть привита против кори. Лишь безусловное выполнение этого мероприятия позволит не допустить распространения кори в случае ее заноса.

В целях реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году предлагаю:

1. Руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, руководителям управлений Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации, главным врачам ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъекте Российской Федерации:

1.1. Обеспечить повсеместное поддержание высокого уровня (95 - 98%) охвата детей вакцинацией и ревакцинацией против кори строго в сроки, установленные Национальным календарем профилактических прививок, в разрезе муниципальных образований субъекта Российской Федерации и региона в целом.

1.2. Завершить в 2008 г. согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.08.2007 N 63 вакцинацию взрослых до 35 лет, не привитых, не болевших, не имеющих сведений о прививках, с первоочередной вакцинацией студентов высших и средних учебных заведений, призывников, мигрантов и труднодоступных групп населения (цыган, вынужденных переселенцев, религиозных общин и др.), а также взрослых из групп риска - медицинских работников, педагогов, работников торговли др. с охватом не менее 95 - 98% от числа подлежащих.

1.3. Обеспечить действенный надзор за состоянием и достоверностью привитости против кори детей в декретированных возрастах и взрослых до 35 лет, в том числе в детских организованных коллективах, средних и высших учебных заведениях, учреждениях системы здравоохранения, воинских коллективах, среди иностранных граждан или лиц без гражданства, получающих разрешение на временное проживание, вид на жительство и/или разрешение на работу в Российской Федерации.

1.4. Обеспечить активное выявление и обязательное лабораторное подтверждение случаев кори среди больных другими экзантемными заболеваниями (независимо от первичного клинического диагноза) в целях активного надзора за коревой инфекцией исходя из критерия не менее 2 обследованных на 100 тыс. населения (ежегодно).

1.5. Обеспечить соблюдение регламентированных сроков сбора, доставки и лабораторного исследования образцов в региональные центры для серологического подтверждения диагноза кори.

1.6. При возникновении очагов кори своевременно выявлять источники инфекции и проводить иммунизацию против кори по эпидпоказаниям всем не привитым, не болевшим корью ранее, а также не имеющим сведений о прививках, независимо от возраста.

1.7. Обеспечить сбор и доставку в Национальный научно-методический центр по надзору за корью материала:

1.7.1. От всех больных корью (при возникновении вспышек обследуются первые 5 больных) - для вирусологических исследований;

1.7.2. Из очагов кори - для инфекции для проведения молекулярно-генетических исследований в целях установления источника инфекции.

1.8. Обеспечить систематическое взаимодействие и обмен информацией с учреждениями ведомственного подчинения о случаях заболевания корью, по вопросам диагностики, организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий.

1.9. Активизировать работу по широкому информированию населения о ходе реализации Программы ликвидации кори и негативных последствиях отказов от проведения профилактических прививок.

1.10. Принять необходимые меры по обеспечению требований холодовой цепи на всех этапах транспортирования и хранения коревой вакцины.

1.11. Осуществлять постоянный контроль за соблюдением условий транспортирования и хранения коревой вакцины на всех этапах холодовой цепи прежде всего на 3 - 4 уровнях.

2. Национальному научно-методическому центру по надзору за корью:

2.1. Разработать критерии элиминации кори на территории Российской Федерации для подготовки процедуры сертификации территорий, свободных от кори.

2.2. Подготовить предложения о создании Комиссии по реализации Программы ликвидации кори в Российской Федерации к 2010 году.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018