| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ

ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

ПИСЬМО

от 23 октября 2008 г. N 01/11938-8-32

 

О ПРИНЯТИИ МЕР ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ АВИАПАССАЖИРОВ,

ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЗАДЕРЖЕК АВИАРЕЙСОВ

(ДОПОЛНЕНИЕ К ПИСЬМУ ОТ 26.08.2008 N 01/9311-8-32)

 

В связи с увеличением количества потребителей, пострадавших из-за продолжающихся по вине перевозчиков задержек рейсов воздушных судов, в частности, ввиду последних по времени событий, связанных с ненадлежащей организацией авиаперевозок со стороны ООО Авиакомпания "ИНТЕРАВИА", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (в дополнение к ранее направленному письму от 26.08.2008 N 01/9311-8-32) обращает внимание своих территориальных органов на следующее.

1. С учетом характера последствий задержек и отмены рейсов воздушных судов по вине перевозчиков наибольшую эффективность имеет судебная защита прав потребителей.

При этом результаты соответствующих мероприятий по контролю и надзору, проведенных территориальными органами Роспотребнадзора в отношении авиаперевозчиков, могут быть использованы в качестве доказательства при судебной защите прав потребителей.

Судебная защита прав потребителей с участием Роспотребнадзора (его территориальных органов) как уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей осуществляется по двум основным направлениям - дача заключения по делу в целях защиты прав потребителей и обращение в суд в защиту потребителей.

В соответствии с взаимосвязанными положениями п. 3 ст. 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) и ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Роспотребнадзор (его территориальные органы) как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей может быть привлечен судом к участию в деле или вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

В гражданском процессе Роспотребнадзор (его территориальный орган), дающий заключение по делу, не подменяя истца или ответчика, как сторону гражданского судопроизводства (ст. 38 ГПК РФ), признается лицом, участвующим в деле (ст. 34 ГПК РФ), что помимо совершения процессуальных действий, прямо предусмотренных ст. 47 ГПК РФ, позволяет дополнительно реализовывать права лиц, участвующих в деле, установленные положениями ст. 35 ГПК РФ, в том числе дает право на обжалование решения и определений суда.

При этом порядок участия Роспотребнадзора (его территориальных органов) в судебном заседании в указанных целях регулируется ст. 189 ГПК РФ, устанавливающей, что после исследования всех доказательств суд предоставляет слово для дачи заключения уполномоченному представителю государственного органа, участвующему в процессе (в случае очного участия).

Указанное среди прочего означает, что заключение Роспотребнадзора (его территориальных органов) по делу в целях защиты прав потребителей может быть дано как в устной, так и в письменной форме. Причем такое заключение не относится к доказательствам по делу (ст. 55 ГПК РФ), в связи с чем к нему не применимы положения ст. 67 ГПК РФ об оценке доказательств. Поэтому, если суд не согласился с заключением государственного органа по конкретному гражданскому делу, он должен мотивировать свое несогласие в решении.

Помимо этого, в вопросе практической реализации Роспотребнадзором (его территориальными органами) соответствующей функции, связанной с вступлением в гражданский процесс для дачи заключения по делу, следует исходить из того, что ни ч. 1, ни ч. 2 ст. 47 ГПК РФ не предусматривают оснований для отказа со стороны суда в рассмотрении (удовлетворении) заявленного ходатайства лица, участвующего в деле (в качестве которого, как правило, выступает заинтересованный пострадавший потребитель), о привлечении Роспотребнадзора (его территориального органа) как государственного органа, наделенного законом соответствующими полномочиями, для названной цели.

В этой связи любого рода отказ суда в привлечении Роспотребнадзора (его территориальных органов) для дачи заключения по делу будет свидетельствовать о воспрепятствовании реализации уполномоченным органом государственной власти возложенной на него функции по защите в судебной инстанции нарушенных гражданских прав, что, в том числе, может рассматриваться как неправильное применение норм процессуального права, приведшее к неправильному разрешению дела (ч. 1 ст. 330, п. 4 ч. 1 ст. 362, ч. 1 ст. 364 ГПК РФ).

2. В соответствии с взаимосвязанными положениями п. 2 ст. 40 Закона N 2300-1 и ст. 46 ГПК РФ Роспотребнадзор (его территориальные органы) вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей.

Кроме того, положениями ст. 46 Закона N 2300-1 установлены особенности защиты прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.

Заявление в суд по указанным основаниям подается от имени Роспотребнадзора (его территориальных органов). При этом такое заявление предъявляется в суд беспошлинно, так как в соответствии с положениями ст. 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) Роспотребнадзор (его территориальные органы) как орган государственной власти не признается плательщиком государственной пошлины (также см. положения п. 13 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ и п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1).

В любом случае, при разрешении вопроса об инициативном обращении в суд территориальные органы Роспотребнадзора должны проверять - на какой круг потребителей направлены противоправные действия (бездействие) недобросовестных хозяйствующих субъектов, привлекаемых в качестве ответчиков по делу в сфере защиты прав потребителей.

Необходимость подачи искового заявления в защиту отдельного потребителя или группы потребителей определяется территориальными органами Роспотребнадзора самостоятельно, в том числе, исходя из объективной оценки юридических последствий вступления в силу решения суда по такому делу - актуальности, сложности, системности и социальной значимости конкретных событий и их влияния на состояние законности в сфере защиты прав потребителей на федеральном, региональном или муниципальном уровнях. При этом следует иметь в виду, что возбуждение гражданского дела по заявлению Роспотребнадзора (его территориального органа) в интересах конкретного потребителя влечет обязательное процессуальное соучастие такого лица в качестве истца (ч. 2 ст. 38 ГПК РФ).

Если же характер противоправных действий (бездействия) со стороны соответствующего хозяйствующего субъекта по объективным причинам не позволяет установить (выделить) конкретный круг лиц, чьи потребительские права (интересы) нарушены, то в целях обеспечения максимальной эффективности принимаемых мер, направленных на защиту и восстановление нарушенных или нарушаемых прав граждан, следует прибегать к предъявлению иска в интересах именно неопределенного круга потребителей.

В этой связи, в дополнение к ранее уже неоднократно дававшимся разъяснениям и рекомендациям по вопросам судебной защиты прав потребителей, обращаем внимание, что установление порядка и сроков доведения до сведения потребителей решения суда по рассматриваемой категории дел (в случае удовлетворения исковых требований) является обязательным процессуальным действием суда (ст. 46 Закона N 2300-1), что, однако, не лишает истца права заявить суду ходатайство о предпочтительном, с его точки зрения, способе доведения до потребителей принятого решения (например, о его публикации в тех или иных конкретных средствах массовой информации).

Так или иначе, непосредственный выбор территориальными органами Роспотребнадзора направления судебной защиты прав потребителей (конкретной формы) зависит от поставленных целей.

По смыслу положений п. 1 ст. 11 и ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона N 2300-1 реализация пресекательных мер по отношению к действиям недобросовестных хозяйствующих субъектов осуществляется исключительно судом.

Указанное означает, что при необходимости обеспечения действенного прекращения хозяйствующим субъектом противоправных деяний, существенно нарушающих как имущественные, так и связанные с ними личные неимущественные права потребителей (в том числе грубо, неоднократно, массово), территориальным органам Роспотребнадзора следует в каждом случае рассматривать вопрос об инициативном предъявлении в суд соответствующего заявления от своего имени, в то время как применение такой формы защиты прав потребителей в рамках гражданского судопроизводства, как дача заключения по делу, целесообразно при восстановлении имущественных прав конкретных потребителей, самостоятельно обратившихся в суд, а также при рассмотрении в числе заявленных истцом требований вопроса о компенсации ему морального вреда.

Помимо вышеизложенного Роспотребнадзор еще раз обращает внимание территориальных органов, что в соответствии с ч. 3 ст. 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке в рамках досудебного урегулирования спора была предъявлена соответствующая претензия лицом, обладающим в этой связи необходимым в силу закона правом. Несоблюдение обязательного, в данном случае досудебного (претензионного), порядка урегулирования спора является основанием для возвращения искового заявления.

В этой связи информируем о том, что необходимые сведения о всех авиаперевозчиках (с указанием полного наименования юридического лица, адреса его регистрации (места нахождения) и контактных телефонов) содержатся в соответствующем Реестре (списке эксплуатантов коммерческой гражданской авиации), размещенном на сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) в сети Интернет (http://www.favt.ru).

Доведение указанных сведений до заинтересованных потребителей следует обеспечивать в рамках оказания им необходимой, в том числе информационно-консультативной, помощи с учетом поручений, данных в письме Роспотребнадзора от 26.08.2008 N 01/9311-8-32.

Таким образом, территориальным органам Роспотребнадзора необходимо повысить оперативность и эффективность всего комплекса инициативных мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на своевременную и всестороннюю защиту прав пассажиров, пострадавших от задержек (отмены) авиарейсов, в целях обеспечения максимально действенной реализации соответствующих полномочий, призванных гарантировать гражданам государственную защиту их интересов в рассматриваемой области гражданских правоотношений.

Соответствующую информацию о принимаемых мерах, характеризующую исполнение настоящего поручения, а также поручения от 26.08.2008 N 01/9311-8-32, свидетельствующую о практическом участии территориальных органов Роспотребнадзора в деле досудебной и судебной защиты нарушенных прав авиапассажиров, следует представлять 1 и 15 числа каждого месяца в Управление защиты прав потребителей в электронном виде по адресу Muhina_SV@gsen.ru с одновременным направлением запрашиваемых материалов по почте.

 

Руководитель

Г.Г.ОНИЩЕНКО

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018