| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 декабря 1995 года No. С5-7/ОЗ-742

 

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации 18 октября 1995 года приняла Водный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), который подписан Президентом Российской Федерации 16 ноября 1995 года No. 167-ФЗ и вступил в силу со дня его официального опубликования (опубликован в "Российской газете" No. 227 от 23.11.95, No. 229 от 25.11.95).

1. В соответствии с Кодексом водное законодательство Российской Федерации состоит из названного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые не должны противоречить Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам (ст. 2).

2. Кодекс устанавливает, что водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов (водные отношения).

При этом предусмотрено, что отношения, связанные с использованием воды, изъятой из водных объектов, регламентируются гражданским законодательством, санитарным и иным законодательством Российской Федерации. Гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Кодексом, регулируются также имущественные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов.

Финансовые же отношения, включая налоговые, а также иные административные отношения, возникающие при использовании и охране водных объектов, регулируются водным законодательством Российской Федерации в соответствии с общими положениями финансового и административного законодательства Российской Федерации (ст. 5).

3. Участниками водных отношений согласно Кодексу являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и водопользователи (ст. 23). При этом установлено, что водопользователями могут быть граждане и юридические лица, которым водные объекты предоставлены в пользование (ст. 26).

4. В статье 34 Кодекса определено, что в Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты.

В частности, согласно Кодексу не допускаются продажа, залог и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов, переход обособленных водных объектов от одного лица к другому может осуществляться в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и земельным законодательством Российской Федерации. Кроме того, в Кодексе установлено, что права пользования водными объектами могут переходить от одного лица к другому лицу только на основании распорядительной лицензии, выдаваемой специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда (ст. 22).

5. В Кодексе предусмотрено, что водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им право пользования водным объектом. Действия водопользователей, осуществляемые с нарушением прав и законных интересов других лиц или наносящие вред состоянию водных объектов, не допускаются (ст. 62).

6. Защиту нарушенных или оспоренных прав пользования водными объектами осуществляют суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством (ст. 64).

При этом установлено, что споры по вопросам использования и охраны водных объектов разрешаются в суде, арбитражном суде или третейском суде в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а защита прав пользования водными объектами в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Причем, решения, принятые в административном порядке, могут быть обжалованы в суд (ст. 129).

7. Статьей 130 Кодекса предусматривается возможность привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении водного законодательства Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Право налагать штрафы за административные правонарушения предоставлено должностным лицам специально уполномоченного государственного органа управления использованием и охраной водного фонда в пределах их компетенции, установленной законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 130).

8. В соответствии со статьей 131 Кодекса граждане и юридические лица, причинившие ущерб водным объектам, возмещают его добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с методиками исчисления ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление водных объектов с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Право предъявлять иски о возмещении ущерба, причиненного водным объектам в результате нарушения водного законодательства Российской Федерации, предоставлено специально уполномоченному органу управления использованием и охраной водного фонда, специально уполномоченным государственным органам в области охраны окружающей природной среды, государственному органу санитарно-эпидемиологического надзора (ч. 2 ст. 131).

9. Статьей 148 Кодекса признан утратившим силу Водный кодекс РСФСР (Ведомости Верховного Совета, 1972, No. 27, ст. 692; 1980, No. 12, ст. 304; 1985, No. 4, ст. 117; 1988, No. 1, ст. 1).

Данная информация направляется для сведения и использования при рассмотрении соответствующих категорий дел.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В. БОЙКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018