| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 29 января 1996 г. N С1-7/ОЗ-41

 

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что с 1 января 1996 года введен в действие Федеральный закон "Об акционерных обществах" (опубликован в "Российской газете" 29 декабря 1995 года, N 248 (1359)). В связи с этим представляется целесообразным организовать изучение положений названного Федерального закона (далее - Федеральный закон) судьями и специалистами арбитражных судов.

При этом предлагается обратить внимание на следующие вопросы:

1. Федеральный закон распространяется на все акционерные общества, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации, если иное не установлено данным Федеральным законом и иными федеральными законами (п. 1 ст. 1).

В частности, в пунктах 3, 4 статьи 1 Федерального закона названы акционерные общества, особенности создания и правового положения которых определяются федеральными законами.

Особенности создания и правового положения акционерных обществ при приватизации государственных и муниципальных предприятий определяются правовыми актами Российской Федерации о приватизации указанных предприятий (абзац первый п. 5 ст. 1).

2. В статье 2 Федерального закона предусмотрены вопросы правового положения акционерного общества, в том числе относящиеся к лицензированию деятельности акционерных обществ. Так, если условиями предоставления специального разрешения (лицензии) на занятие определенным видом деятельности предусмотрено требование о занятии такой деятельностью как исключительной, то общество в течение срока действия специального разрешения (лицензии) не вправе осуществлять иные виды деятельности, за исключением видов деятельности, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) и им сопутствующих (абзац второй п. 3 ст. 2).

3. Во многих статьях Федерального закона содержатся определения понятий, имеющих существенное значение для предмета регулирования Федерального закона и практики его применения: акционерного общества (п. 1 ст. 2), филиалов и представительств (ст. 5), открытых и закрытых обществ (ст. 7), слияния, присоединения, разделения, выделения акционерных обществ (ст. ст. 16, 17, 18, 19), консолидации и дробления акций общества (ст. 74), рыночной стоимости имущества (ст. 77), крупных сделок (ст. 77), лиц, заинтересованных в совершении обществом сделки (ст. 81), и др.

4. Вопросам создания и ликвидации акционерного общества посвящена глава II Федерального закона. При этом в статье 8 определяется, что общество считается созданным с момента его государственной регистрации. Ликвидация общества считается завершенной, а общество - прекратившим существование с момента внесения органом государственной регистрации соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 24).

5. В главе III Федерального закона регулируются вопросы уставного капитала общества, акций, облигаций и иных ценных бумаг общества, чистых активов общества. Устанавливаются, в частности, размер минимального уставного капитала общества (ст. 26), условия и порядок увеличения уставного капитала (ст. 28) и уменьшения уставного капитала общества (ст. 29), а также случаи, при которых акционеры, кредиторы, органы, уполномоченные государством, вправе требовать ликвидации общества в судебном порядке (п. п. 5, 6 ст. 35).

6. Глава VI Федерального закона посвящена вопросам, связанным с ведением реестра акционеров общества. Так, установлено, что внесение записи в реестр осуществляется по требованию акционера или номинального держателя акций и предусмотрена возможность обжалования в суд отказа от внесения записи в реестр акционеров общества (ст. 45).

При этом устанавливается обязанность держателя реестра акционеров общества внести по решению суда в указанный реестр соответствующую запись (абзац второй пункта 2 ст. 45).

7. В главе VII Федерального закона регулируются вопросы, относящиеся к общему собранию и другим органам акционерного общества.

В частности, в статье 48 установлена компетенция общего собрания акционеров и определены вопросы, отнесенные к его исключительной компетенции.

Предусмотрено также право акционера обжаловать в суд решение, принятое общим собранием акционеров с нарушением требований данного Федерального закона, иных правовых актов Российской Федерации, устава общества. Причем возможность акционера обратиться в суд возникает в случае, если он не принимал участия в общем собрании акционеров или голосовал против принятия такого решения и указанным решением нарушены его права и законные интересы. При этом определяются основания, при которых суд вправе оставить в силе обжалуемое решение (п. 8 ст. 49).

8. Важные положения, касающиеся регулирования деятельности акционерных обществ, содержатся также в главе XIV ("Заключительные положения") Федерального закона. Установлено, в частности, что с момента введения в действие Федерального закона правовые акты, действующие на территории Российской Федерации, до приведения их в соответствие с Федеральным законом применяются в части, не противоречащей данному Федеральному закону (п. 2 ст. 94).

Учредительные документы обществ, не приведенные в соответствие с названным Федеральным законом до 1 июля 1996 года, считаются недействительными (абзац второй п. 3 ст. 94).

9. При разрешении в арбитражных судах споров, возникающих из отношений, регулируемых Федеральным законом, представляется возможным исходить из пункта 1 статьи 11 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

 

Председатель Высшего Арбитражного

Суда Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018