| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 20 февраля 1996 г. N С5-7/ОЗ-96

 

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ"

И КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ"

 

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации информирует, что Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 05.12.95 принят Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (далее - Федеральный закон), который подписан Президентом Российской Федерации 09.01.96, N 2-ФЗ и опубликован в "Российской газете" 16.01.96, N 8.

Согласно статье 3 Федерального закона этот Федеральный закон введен в действие со дня его официального опубликования.

Положения, содержащиеся в пунктах 2 и 4 статьи 5, абзаце первом пункта 4 статьи 7 и в абзаце восьмом пункта 1 статьи 18 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", изложенного в статье 1 данного Федерального закона, вводятся в силу со дня утверждения Правительством Российской Федерации соответствующих перечней.

1. Статьей 1 Федерального закона внесены изменения и дополнения в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" (далее - Закон), который изложен в новой редакции.

Этот Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья потребителей, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

При этом Закон исходит из того, что под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли, а под изготовителем, исполнителем и продавцом понимаются организации независимо от их формы собственности, а также индивидуальные предприниматели.

2. Согласно статье 1 Закона отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными федеральными законами и правовыми актами Российской Федерации.

При этом установлено, что Правительство Российской Федерации не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей (п. 2 ст. 1).

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 5, абзацем первым пункта 4 статьи 7, абзацем восьмым пункта 1 статьи 18 Закона Правительством Российской Федерации утверждаются соответствующие перечни, в том числе перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации и другие, а также правила продажи отдельных видов товаров (ст. 26), выполнения отдельных видов работ, оказания отдельных видов услуг (ст. 38) и др.

3. Закон предусматривает судебную защиту прав потребителей (ст. 17).

4. Государственный контроль за соблюдением законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, осуществляет федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), полномочия которого установлены в статье 40 Закона.

В частности, Закон наделяет федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) правом на обращение в суд в защиту прав потребителей в случаях обнаружения нарушений прав потребителей, предъявлять иски в суды в интересах неопределенного круга потребителей, в том числе о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца) или о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей, а также предъявлять иски в арбитражные суды к индивидуальным предпринимателям о принудительном взыскании штрафов за уклонение от исполнения предписаний или за несвоевременное их исполнение (п. 4 ст. 40).

5. Согласно статье 42 Закона контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы по стандартизации, метрологии и сертификации, санитарно-эпидемиологического надзора, по охране окружающей среды и природных ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы). Эти органы могут, в частности, предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

6. Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), наделяются правом налагать санкции в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 43 Закона.

При этом установлено, что изготовители (исполнители, продавцы) товаров (работ, услуг), органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) вправе обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично предписаний федерального антимонопольного органа (его территориальных органов), других федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), либо об отмене или об изменении соответствующих постановлений о наложении штрафов.

7. Полномочия по защите прав потребителей (неопределенного круга потребителей) органами местного самоуправления и общественными объединениями потребителей (их ассоциаций, союзов) установлены статьями 44, 45 Закона.

Предписания и постановления о наложении штрафов вышеуказанными органами исполнительной власти (их территориальными органами) обжалуются в течение шести месяцев со дня их вынесения (п. 5 ст. 43).

8. В соответствии со статьей 2 Федерального закона внесены изменения и дополнения в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

В частности, в статьях 157.1, 157.2, 224.4 Кодекса слова "Антимонопольный комитет Российской Федерации" в соответствующих падежах заменены словами "федеральный антимонопольный орган" в соответствующих падежах, а из абзаца второго статьи 224.4 исключено последнее предложение.

Данная информация направляется для сведения и использования при рассмотрении дел соответствующих категорий, имея в виду, что подведомственность дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам определяется в соответствии с процессуальным законодательством.

 

Заместитель Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

О.В.БОЙКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024