| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 11 ноября 1999 г. No. С1-7/ОУ-1190

 

Направляю информационное письмо "Об организации работы по распределению исковых заявлений и дел между судебными составами и судьями арбитражных судов".

Прошу изучить состояние этого направления деятельности и его результаты обсудить на заседании президиума или на оперативном совещании судей и работников аппарата суда.

По результатам обсуждения целесообразно принять специальный документ организационно - распорядительного характера, определяющий права, обязанности и ответственность должностных лиц суда, связанных с работой по распределению исковых заявлений, жалоб и дел.

Придавая особо важное значение данной работе, председателю суда необходимо осуществление контроля за ее состоянием взять на себя или возложить на своего заместителя.

С настоящим письмом ознакомьте судей и оперативных работников аппарата суда.

О принятых мерах сообщите в информациях (отчетах) о работе в 1999 году.

Вопрос о состоянии работы по распределению дел намечается обсудить на заседании Совета председателей арбитражных судов в феврале 2000 года.

 

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф.ЯКОВЛЕВ

 

 

 

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

 

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ИСКОВЫХ

ЗАЯВЛЕНИЙ И ДЕЛ МЕЖДУ СУДЕБНЫМИ СОСТАВАМИ

И СУДЬЯМИ АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ

 

Установленный в каждом арбитражном суде порядок распределения исковых заявлений и дел между судьями является одной из наиболее важных составных частей организации судебной деятельности.

Главное в правосудии - это объективное и беспристрастное рассмотрение каждого дела. С учетом этого правильное распределение исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб призвано обеспечить принятие законного и обоснованного решения в установленные законом сроки.

На этой стадии организационной работы закладывается основа реализации конституционного права каждого на судебную защиту.

Реальное осуществление указанного права возможно при условии, если поступившее в суд дело принимается к производству незаинтересованным судьей. При этом само распределение дел между судьями должно исключать какое-либо влияние на судью.

Поэтому организация работы по распределению исковых заявлений, апелляционных и кассационных жалоб требует постоянного внимания со стороны руководителей арбитражного суда. Ее необходимо анализировать, намечать меры по совершенствованию.

В суде должна быть выработана и практически реализована такая система, в соответствии с которой дела между судьями распределяются строго по объективным основаниям. Это достигается путем введения специализации судей, распределения дел с использованием автоматизированных средств, с учетом объема нагрузки каждого судьи.

В практике работы недопустимо как противоречащее принципам независимого правосудия распределение дел по чьему-либо усмотрению, будь то председатель суда, председатель судебного состава или другое лицо.

В суде необходимо иметь организационно - распорядительный документ по этим вопросам (приказ, постановление президиума).

Постоянное совершенствование специализации, ее дальнейшее углубление обусловлено также изменениями в законодательстве и необходимостью постоянного повышения уровня профессиональной подготовки судей.

На основании распоряжения Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации В.Ф. Яковлева от 16.10.98 No. 40 Организационно - контрольное управление ознакомилось с практикой распределения исковых заявлений и дел среди судей ряда арбитражных судов.

Изучение показало, что в последнее время улучшилось нормативное регулирование данной деятельности. Во многих судах изданы организационно - распорядительные документы по этим вопросам. С увеличением судебной нагрузки, особенно по делам, связанным с применением налогового законодательства, о несостоятельности (банкротстве) и некоторым другим категориям споров, пересмотрена специализация судебных составов и судей. Во многих арбитражных судах работу по совершенствованию процесса распределения исковых заявлений и дел между судьями возглавляют лично руководители судов.

Принятые меры способствовали реализации Программы повышения эффективности деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Улучшилась подготовка к рассмотрению дел в судебных заседаниях; повысилось качество изложения и оформления решений, постановлений и определений; сократилось число случаев необоснованного возврата исковых заявлений, сроки рассмотрения дел и рассылки судебных актов.

В некоторых арбитражных судах разработана и внедряется автоматизированная система распределения дел между судьями.

Такая система позволяет объективно и наиболее оптимально распределять поступающие в арбитражный суд исковые заявления и дела между судебными составами и судьями судебных коллегий. С ее помощью обеспечивается соблюдение специализации судебных составов, более равномерно распределяется нагрузка на судей. При этом значительно сокращается время прохождения дел и жалоб внутри аппарата.

Полная автоматизация процесса распределения исковых заявлений и дел с использованием средств информатизации является перспективным направлением совершенствования этой работы.

Четко организовано распределение исковых заявлений и дел между судьями в арбитражных судах Республики Марий Эл, Краснодарского и Красноярского краев, Брянской, Владимирской, Кировской, Костромской, Нижегородской, Новгородской и Сахалинской областей, что положительно отразилось на качестве судебной работы. Основные показатели судебной деятельности этих судов стабильно лучше средних по системе арбитражных судов.

В Арбитражном суде Республики Марий Эл порядок приема, регистрации исковых заявлений и распределения дел между судьями закреплен постановлением президиума. В январе 1999 года пересмотрена специализация судей. Эти вопросы контролирует лично председатель суда Васютин Е.З. Жесткая регламентация и последовательное соблюдение установленного порядка приносят положительные результаты. Нет замечаний со стороны судей, не было жалоб сторон.

Судебная работа в I полугодии 1999 года характеризуется следующими данными. Отказ в принятии и возврат исковых заявлений составили 10,6% (в среднем по системе - 13,2%). Разрешено дел с нарушением срока - 0,1% (в среднем - 3,6%). Все решения разосланы сторонам своевременно. Отменено и изменено судебных актов: апелляционной инстанцией - 0,7% (в среднем 2,3%); кассационной инстанцией - 0,7% (в среднем - 1,8%). В порядке надзора решения не отменялись и не изменялись.

Практика работы большинства арбитражных судов свидетельствует о том, что правильное и хорошо организованное распределение исковых заявлений между судебными составами и судьями на основе продуманной специализации улучшает качество судебной деятельности, способствует соблюдению сроков рассмотрения дел.

Вместе с тем изучение этих вопросов выявило ряд существенных недостатков.

В отдельных судах установленная в 1995 - 1996 годах специализация судебных составов и судей не пересматривалась, несмотря на значительные изменения в характере поступающих на их разрешение споров и рост судебной нагрузки по некоторым категориям дел. Нередки случаи отступления от установленной специализации. Несмотря на имеющиеся кадровые возможности она охватывает лишь отдельные виды споров (арбитражные суды Вологодской, Московской и Челябинской областей).

Порядок распределения исковых заявлений и дел, а также специализация судей в ряде судов не получили организационного оформления (нет распорядительных документов).

Такое положение вызывает нарекания со стороны участников процесса и негативно отражается на качестве судебной деятельности.

Много недостатков в организации этой работы в Арбитражном суде Волгоградской области. Исковые заявления распределяет между судебными составами заместитель председателя суда Глушкова С.А., апелляционные жалобы - заместитель председателя суда Лазаренко Ф.И. Судебные коллегии, а также судебный состав по рассмотрению апелляционных жалоб не сформированы. Примерная специализация установлена еще в 1995 году, и она нередко нарушается.

Формирование состава суда при коллегиальном рассмотрении дел и апелляционных жалоб происходит накануне судебного заседания стихийно, из числа судей, свободных от рассмотрения других дел. Судьи лишены возможности должным образом подготовиться к рассмотрению дела.

В судебных составах и в целом в суде не налажено четкого контроля за прохождением исковых заявлений и апелляционных жалоб, за рассылкой судебных актов. Качество судебной работы и соблюдение процессуальных сроков должным образом не анализируются, причины недостатков вовремя не вскрываются и не устраняются.

Сложившееся положение явилось результатом упущений руководства суда в организации этого одного из ведущих участков работы.

Отдельные недостатки установлены и в других судах.

В арбитражных судах Саратовской и Ульяновской областей несвоевременно были исправлены такие недостатки, как отсутствие документов, регламентирующих порядок распределения исковых заявлений и жалоб, а также определяющих специализацию судебных составов и судей, неучастие в этой работе председателей судебных составов.

Таким образом, несмотря на некоторое улучшение организации распределения исковых заявлений и жалоб, эта работа нуждается в дальнейшем совершенствовании на основе анализа положения дел, учитывающего предложения судебных составов и судей.

 

Организационно - контрольное управление

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018