| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 23 декабря 1999 г. N У3-31

 

О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СУДЕЙ

 

Вопросы ответственности судей решаются с учетом того, что Конституцией и законодательством Российской Федерации судьи наделены особым статусом.

Конституция Российской Федерации (ч. 1 ст. 122) провозгласила неприкосновенность судей в качестве принципа, исходя из которого решаются конкретные вопросы ответственности судей. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом (ч. 2 ст. 122).

Так, согласно пункту 3 статьи 16 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (далее - Закон) уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности, при наличии на то согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, заключен под стражу, подвергнут приводу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора Российской Федерации или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда (п. 4 ст. 16 Закона).

Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности. Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена его виновность в преступном злоупотреблении (п. 2 ст. 16 Закона).

Судья не может быть в каком бы то ни было случае задержан, а равно принудительно доставлен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления, задержанный или доставленный в орган внутренних дел, другой государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях, по установлении его личности должен быть немедленно освобожден (п. 5 ст. 16 Закона).

Уголовное дело в отношении судьи по его требованию, заявленному до начала судебного разбирательства, должно быть рассмотрено только Верховным Судом Российской Федерации (п. 7 ст. 16 Закона).

Усложненный порядок возбуждения уголовного дела в отношении судьи, привлечения его к уголовной ответственности, заключения под стражу (с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей) выступает лишь в качестве процедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означает освобождения их от уголовной или иной ответственности. При наличии достаточных оснований и с соблюдением установленных в федеральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения законов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем могут быть не только приостановлены, но и прекращены его полномочия.

Так, например, полномочия судьи прекращаются в связи с занятием деятельностью, не совместимой с должностью судьи (подп. 7 п. 1 ст. 14 Закона), совершением поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти (подп. 9 п. 1 ст. 14 Закона). Полномочия судьи прекращаются решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

В Управлении изучено законодательство об ответственности судей некоторых государств - участников СНГ, в частности Республики Белоруссия, Республики Казахстан, Республики Армения, Республики Таджикистан.

Во всех названных республиках принцип независимости судей провозглашен как один из основополагающих принципов деятельности судов. С его учетом и решаются вопросы ответственности судей.

Согласно Закону Республики Армения "О статусе судьи" уголовное преследование в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Армения.

Судья не может быть арестован, подвергнут в судебном порядке административной или уголовной ответственности без согласия на то Президента Республики, данного им на основании представления Совета правосудия (ст. 11). Согласно статье 30 названного Закона полномочия судьи прекращаются Президентом Республики на основании предложения Совета правосудия, если, например, судья более десяти дней подряд без уважительной причины не являлся на работу (п. 5), совершил поступок, являющийся в соответствии с Кодексом поведения судьи основанием для прекращения полномочий (п. 7), при осуществлении правосудия допустил грубое нарушение закона (п. 8).

Согласно статье 9 Конституционного закона Республики Таджикистан "О статусе судей в Республике Таджикистан" уголовное дело в отношении судей может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Таджикистан или лицом, исполняющим его обязанности.

Судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Экономического Суда не могут быть привлечены к уголовной ответственности, заключены под стражу без согласия Маджлиси Оли Республики Таджикистан. А судьи других судов - без согласия Президента Республики Таджикистан.

Среди оснований прекращения полномочий судьи статья 16 названного Закона предусматривает и такие, как нарушение законности или совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи (п. 11), обнаружившееся несоответствие судьи занимаемой должности (п. 13).

Согласно статье 41 Указа Президента Республики Казахстан "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" судья не может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности без согласия Президента Республики, основанного на заключении Высшего Судебного Совета Республики.

Законодательством всех вышеназванных четырех республик предусмотрена дисциплинарная ответственность судей.

Так, в Республике Белоруссия действует Положение о дисциплинарной ответственности судей, которое определяет основания и порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности.

В Конституционном законе Республики Таджикистан "О статусе судей в Республике Таджикистан" (ст. 19) определены основания привлечения судей к дисциплинарной ответственности и указано, что порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности устанавливается Положением о дисциплинарной ответственности судей.

В Указе Президента Республики Казахстан "О судах и статусе судей в Республике Казахстан" вопросам дисциплинарной ответственности судей посвящена отдельная глава.

Дисциплинарная ответственность судей предусмотрена и в Законе Республики Армения "О статусе судьи". Статьи 31 и 32 названного Закона определяют виды дисциплинарной ответственности судей, основания и порядок привлечения их к дисциплинарной ответственности.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности.

Иначе этот вопрос решался в СССР. Так, Постановлением Верховного Совета СССР от 2 ноября 1989 г. N 726-1 было утверждено Положение о дисциплинарной ответственности судей, отзыве и досрочном освобождении судей и народных заседателей судов Союза ССР.

 

Управление совершенствования

законодательства

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018