| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

от 9 июля 1993 г. No. С-13/ОСЗ-225

 

В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА

"О ВЫВОЗЕ И ВВОЗЕ КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ"

 

Верховным Советом Российской Федерации принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", который введен в действие с 1 июня 1993 г.

В порядке информации Высший арбитражный суд Российской Федерации сообщает следующее:

1. Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливает единый порядок вывоза и ввоза культурных ценностей на территории Российской Федерации, который применяется ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности. В Законе содержится понятие и перечень культурных ценностей и категорий предметов, подпадающих под действие Закона, а также определены категории культурных ценностей, не подлежащих вывозу из Российской Федерации. Следует учитывать, что действие Закона не распространяется на современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного и массового производства (ст. 8 Закона).

2. Решение о возможности временного вывоза культурных ценностей принимается федеральной службой по сохранению культурных ценностей по ходатайству собственника культурных ценностей или уполномоченного им лица. Это решение согласно статье 28 Закона может быть оспорено собственником заявленных к временному вывозу культурных ценностей в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством. При определении подведомственности таких споров арбитражным судам следует руководствоваться статьей 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При этом необходимо иметь в виду, что временно вывозимые культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных и муниципальных музеях, архивах, библиотеках, иных государственных хранилищах, не могут быть использованы в качестве обеспечения кредита или служить предметом залога (ст. 28 Закона).

3. Статья 32 Закона устанавливает, что после выдачи свидетельства на право временного вывоза культурных ценностей эти ценности не могут служить предметом договора о залоге как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами.

4. При рассмотрении споров, связанных с вывозом культурных ценностей, арбитражным судам следует иметь в виду, что согласно статье 36 Закона вывоз культурных ценностей может осуществляться только законным собственником предметов либо лицом, уполномоченным на то собственником в установленном законодательством порядке, при этом юридическим лицам необходимо документально подтвердить их право собственности на вывозимые предметы.

Не допускается передача собственниками культурных ценностей правомочий по владению, пользованию и распоряжению указанными ценностями, а также продажа культурных ценностей, если эти действия могут способствовать незаконному вывозу и ввозу культурных ценностей.

5. В соответствии со статьей 38 Закона при принятии федеральной службой по сохранению культурных ценностей на основании заключения Государственной экспертной комиссии Министерства культуры Российской Федерации и Государственной архивной службы России решения о необходимости приобретения для государственных музейного, архивного и библиотечного фондов Российской Федерации культурных ценностей, заявленных к вывозу, федеральная служба по сохранению культурных ценностей имеет право купить культурную ценность, заявленную к вывозу, по цене, назначенной собственником этой ценности при подаче заявления на право ее вывоза.

Подведомственность арбитражным судам споров, связанных с осуществлением преимущественного права государства на приобретение культурных ценностей, определяется в соответствии с их компетенцией, установленной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, исходя при этом из субъектного состава участников спора.

Следует, однако, учитывать, что преимущественное право государства на приобретение данной культурной ценности не применяется в случае вывоза культурной ценности непосредственно ее автором.

6. Согласно статье 39 Закона право собственности на культурные ценности, задержанные или конфискованные таможенными и правоохранительными органами, устанавливается в судебном порядке. В этой связи иски о признании права собственности юридических лиц на указанные культурные ценности подлежат рассмотрению в арбитражном суде на основании статьи 20 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Этой же статьей следует руководствоваться арбитражным судам при рассмотрении исков собственников об истребовании из чужого незаконного владения ввезенных культурных ценностей (статья 44 Закона).

7. Статьей 43 Закона установлено, что физическое или юридическое лицо, не являющееся собственником культурной ценности, но добросовестно и открыто владеющее ею как собственной не менее 20 лет, приобретает право собственности на эту культурную ценность.

8. Статья 45 Закона предусматривает письменную форму заключения сделок в отношении культурных ценностей, подпадающих под действие настоящего Закона. Указанное правило распространяется и на случаи дарения. Сделки, заключенные с нарушением установленного порядка, признаются недействительными.

9. Необходимо учитывать, что согласно статье 46 Закона внешнеэкономическая деятельность, относящаяся к культурным ценностям, допускается только при наличии разрешения, выдаваемого в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

10. Следует иметь в виду, что на основании статьи 54 Закона истцы освобождаются от уплаты государственной пошлины в суде по искам об истребовании культурных ценностей из незаконного владения.

11. Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" устанавливается, что с момента введения в действие Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" действующие нормативные акты применяются в части, не противоречащей указанному Закону.

 

Председатель

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

В.Ф. ЯКОВЛЕВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2018