| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 9 декабря 2004 г. N С5-7/уз-1476

 

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТИ ПЕРВУЮ И ВТОРУЮ

НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ

ДРУГИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ

О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ

АКТОВ (ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ)

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

 

Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 октября 2004 года принят Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (далее - Закон).

Закон подписан Президентом Российской Федерации 2 ноября 2004 года (N 127-ФЗ) и опубликован в "Российской газете" 5 ноября 2004 года (N 246). Закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

Предлагается обратить внимание на отдельные положения Закона.

1. Согласно пункту 5 статьи 2 Закона раздел VIII части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнен главой 25.3 "Государственная пошлина" (статьи 333.16 - 333.42).

Статьей 18 Закона внесены изменения в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, в частности, статьи 102, 104 и 105 изложены в новой редакции.

2. В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.17 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, если они: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Налогового кодекса, либо 2) выступают ответчиками в судах и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса. При этом названные в подпункте 2 пункта 2 статьи 333.17 плательщики уплачивают государственную пошлину в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда (подпункт 2 пункта 1 статьи 333.18).

3. Статьей 333.21 Налогового кодекса установлены размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в том числе размеры государственной пошлины при подаче заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда, об отмене решения третейского суда, о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения, о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа, копий протоколов судебного заседания и в других случаях.

При этом в подпункте 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса предусмотрено, что при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

4. Статьей 333.22 Налогового кодекса предусматриваются особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды.

В частности, подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.22 установлено, что при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.18, т.е. в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда. При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном статьей 333.40. В аналогичном порядке определяется размер государственной пошлины, если суд в зависимости от обстоятельств дела выйдет за пределы заявленных истцом требований.

При применении названных положений необходимо иметь в виду, что статья 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующая вопросы, связанные с уплатой государственной пошлины, с 1 января 2005 года действует в новой редакции.

5. Пунктом 2 статьи 333.22 Налогового кодекса арбитражным судам предоставлено право, исходя из имущественного положения плательщика, уменьшать размер государственной пошлины, подлежащей уплате по рассматриваемым ими делам, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41.

6. Арбитражные суды освобождаются от уплаты государственной пошлины при направлении (подаче) запросов в Конституционный Суд Российской Федерации и при направлении (подаче) заявлений в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации (подпункты 2 и 3 пункта 1 статьи 333.35).

7. Статьей 333.37 Налогового кодекса установлены льготы по уплате государственной пошлины при обращении в арбитражные суды. От уплаты государственной пошлины освобождаются, в частности, прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины также общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков, и истцы - инвалиды I и II групп, когда они подают в арбитражные суды исковые заявления имущественного характера и (или) исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера, если при этом цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса, и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.

8. Статья 333.37 Налогового кодекса не содержит положений об освобождении от уплаты государственной пошлины заявителей при подаче заявлений об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Однако следует иметь в виду, что часть 2 статьи 329 и часть 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, содержащие соответствующие положения, названным Законом не отменены (статья 18).

9. Статья 333.40 Налогового кодекса определяет основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины.

В частности, предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае, если уплата государственной пошлины произведена в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 Налогового кодекса; возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами. В случае невозвращения государственной пошлины ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины.

Государственная пошлина также подлежит возврату при прекращении производства по делу или оставлении судом заявления без рассмотрения.

Не подлежит возврату уплаченная государственная пошлина при добровольном удовлетворении ответчиком требований истца после обращения последнего в арбитражный суд и вынесения определения о принятии искового заявления к производству.

При заключении мирового соглашения до принятия решения арбитражным судом возврату истцу подлежит 50 процентов суммы уплаченной им государственной пошлины. Данное положение не применяется в случае, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта арбитражного суда.

10. Согласно пункту 3 статьи 333.40 возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина. Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.

К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также платежные поручения или квитанции с подлинной отметкой банка, подтверждающие уплату государственной пошлины, в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов.

При применении этого положения необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривавшая, что обстоятельства, являющиеся основанием для полного или частичного возврата государственной пошлины, указываются в судебных актах арбитражного суда, отменена Законом, изложившим указанную статью в новой редакции.

11. Статья 333.41 посвящена особенностям предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины.

12. В соответствии со статьей 22 Закона со дня вступления Закона в силу признается утратившим силу Закон РСФСР от 9 декабря 1991 года N 2005-1 "О государственной пошлине".

Информация направляется для сведения и применения в работе.

 

О.В.БОЙКОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2017