МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 4 ноября 2002 г. N 24-08/13-1
О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ СТРАХОВЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ
ПРАВИЛ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ ПО СТРАХОВАНИЮ
ИНОМУ, ЧЕМ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ, УТВЕРЖДЕННЫХ
ПРИКАЗОМ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 11 ИЮНЯ 2002 Г. N 51Н
Министерство
финансов Российской Федерации в связи с обращениями страховых организаций о
применении Правил формирования страховых резервов по страхованию иному, чем
страхование жизни, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской
Федерации от 11 июня 2002 г. N 51н (регистрационный номер Министерства юстиции
Российской Федерации N 3584 от 16 июля 2002 г.) (далее - Правила), разъясняет.
1. Страховые организации в соответствии с
указанным Приказом в срок до 31 декабря 2002 г. обязаны привести Положения о
формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни
(далее - Положения), в соответствие с Правилами и представить в Министерство
финансов Российской Федерации в месячный срок с момента утверждения
руководителем страховой организации.
При разработке Положения рекомендуется
использовать письмо Министерства финансов Российской Федерации от 18 октября
2002 г. N 24-08/13 "О Примерном Положении о
формировании страховых резервов по страхованию иному, чем страхование
жизни".
Если Положение
содержит состав страховых резервов и перечень методов, используемых для расчета
страховых резервов, соответствующие Правилам, то оно не требует согласования с
Министерством финансов Российской Федерации (представляется в уведомительном
порядке) и применяется страховой организацией с 1 января 2003 г. В этом случае
в сопроводительном письме к Положению указывается на соответствие Положения
(состава страховых резервов и перечня методов расчета страховых резервов) Правилам. Положение принимается Министерством финансов Российской
Федерации, и ответ в страховую организацию не направляется. Страховая
организация несет ответственность за соответствие Положения указанным Правилам.
Если Положение содержит состав страховых
резервов и (или) перечень методов, используемых для расчета страховых резервов,
отличные от описанных в Правилах, в случаях, предусмотренных Правилами (пункты
6, 27, 28, 31 Правил), то оно представляется в Министерство финансов Российской
Федерации не позднее чем за 90 дней до начала
следующего отчетного года. В сопроводительном письме к
Положению указывается, какие изменения вносятся в состав страховых резервов и
(или) в отношении каких страховых резервов используются иные методы расчета, а
также экономическое обоснование необходимости внесения указанных изменений с
приложением фактических данных о проведении страховых операций по страхованию
иному, чем страхование жизни, по учетным группам 1 - 11 не менее чем за 3 года,
по учетным группам 12 - 19 не менее чем за 5 лет. В этом случае
указанное Положение подлежит согласованию с Министерством финансов Российской
Федерации и применяется страховой организацией с 1 января отчетного года,
следующего за годом согласования. Таким образом, указанные
Положения, представленные на согласование после 1 октября 2002 года, не могут
применяться страховыми организациями с 1 января 2003 г. Учитывая изложенное,
страховым организациям, не успевшим за 90 дней до начала 2003 года представить
на согласование указанные Положения, необходимо представить в Министерство
финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем 1 настоящего пункта
Положения, не требующие согласования, т.е. содержащие
состав страховых резервов и перечень методов, используемых для расчета
страховых резервов, соответствующие Правилам.
2. Страховая организация, руководствуясь
пунктом 1 настоящего письма, может включить в Положение формирование
стабилизационного резерва по какой-либо учетной группе, по которой не требуется
формирование стабилизационного резерва в обязательном порядке, т.е. по одной из
следующих учетных групп: 1 - 5, 8, 9, 11, 13, 16 - 19. В этом
случае страховая организация в сопроводительном письме к Положению, представленному
в соответствии с пунктом 1 настоящего письма, должна указать, по каким учетным
группам планируется формировать стабилизационный резерв, не требующий
обязательного формирования, а также экономическое обоснование необходимости
формирования указанного резерва по каждой учетной группе с приложением
фактических данных о проведении страховых операций по страхованию иному, чем
страхование жизни, по каждой учетной группе за все предшествующие
финансовые годы. Указанное Положение не требует согласования с Министерством
финансов Российской Федерации, т.е. представляется в уведомительном порядке.
3. Поскольку в связи с
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 11 июня 2002 г. N 51н
"Об утверждении Правил формирования страховых резервов по страхованию
иному, чем страхование жизни" порядок рассмотрения Министерством финансов
Российской Федерации Положений о формировании страховых резервов по страхованию
жизни отличается от порядка рассмотрения Положений о формировании страховых
резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, страховые организации не
должны объединять эти Положения в один документ.
4. К страховым организациям, не
представившим Положения в срок, установленный Правилами, применяются меры в
соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1
"Об организации страхового дела в Российской Федерации".
Одновременно обращаем внимание страховых
организаций, представляющих документы в Министерство финансов Российской
Федерации в порядке лицензирования в 2002 г., на целесообразность включения в
состав документов, представляемых для получения лицензии, Положения,
соответствующего Правилам.
М.А.МОТОРИН