МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 29 сентября 2003 г. N 16-00-17/31
Департамент методологии бухгалтерского
учета и отчетности по вопросу порядка представления бухгалтерской отчетности
сообщает следующее.
Министерством
финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве
финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, а также в соответствии с
Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, было разработано и утверждено
Положение по бухгалтерскому учету
"Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина
России от 6 июля 1999 г. N 43н).
Положение разработано в полном
соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете", третья
глава которого посвящена вопросам состава, периода и порядка представления и
публичности бухгалтерской отчетности. Так, в соответствии с пунктом 1 статьи 15
Закона определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из которого и в соответствии со статьей 23 Налогового
кодекса Российской Федерации организации-налогоплательщики по письменному
требованию налоговых органов представляют по месту учета бухгалтерскую
отчетность. При этом статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации
определено, что в налоговый орган по месту регистрации организация должна
представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом
"О бухгалтерском учете". Каких-либо иных требований к составу
бухгалтерской отчетности, срокам и порядку ее представления в установленные
адреса, включая налоговые органы, в сравнении с законом не определено.
Учитывая изложенное,
существует дифференцированный подход к формированию разными типами организаций
объема информации, предоставляемой в составе бухгалтерской отчетности. Это
означает, что, например, субъекты малого предпринимательства и некоммерческие
организации при отсутствии соответствующих данных в состав бухгалтерской
отчетности могут не включать Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении
денежных средств, Приложение к Бухгалтерскому балансу. Коммерческими организациями,
не являющимися крупными, предполагается к раскрытию объем отчетной информации
применительно к образцам форм бухгалтерской отчетности, которые разрабатываются
Минфином России. Коммерческие организации, являющиеся
крупными организациями, имеющими несколько видов деятельности, используют
разработанные Минфином России образцы форм бухгалтерской отчетности при
разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности, в состав которой при
этом могут быть включены формы, сверх рекомендованных образцов форм. Это
вызвано тем, что общие требования к бухгалтерской отчетности, определенные в
нормативных документах по бухгалтерскому учету (достоверности и полноты,
существенности, нейтральности, последовательности, сопоставимости и др.),
приведут к необходимости увеличить объем раскрываемой в бухгалтерской
отчетности информации указанными организациями и принятию большего количества
отчетных форм, включаемых в состав бухгалтерской отчетности.
За время, прошедшее после утверждения
Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность
организации" ПБУ 4/99, а также Приказа Минфина России от 13 января 2000 г.
N 4н, в котором впервые рекомендованы образцы форм бухгалтерской
отчетности, были утверждены новые нормативные акты по бухгалтерскому учету и
уточнены ранее принятые, в частности: Положение по
бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000
(утверждено Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н); Положение по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утверждено
Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н); Положение по бухгалтерскому учету
"Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и
технологические работы" ПБУ 17/02 (утверждено Приказом Минфина России от
19.11.2002 N 115н); Положение по бухгалтерскому учету "Учет
расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утверждено Приказом Минфина
России от 19.11.2002 N 114н); Положение по бухгалтерскому учету "Учет
финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утверждено Приказом Минфина России от
10.12.2002 N 126н) и другие. При этом отмечается, что вышеуказанные нормативные
документы по бухгалтерскому учету и отчетности должны применяться организациями
для формирования показателей бухгалтерской отчетности начиная с 1 января 2003
года.
В связи с этим и в целях более полной
реализации организациями требований нормативных документов по бухгалтерскому
учету и бухгалтерской отчетности была осуществлена разработка новых образцов
форм бухгалтерской отчетности в качестве
рекомендованных и уточнение указаний о порядке составления и представления бухгалтерской
отчетности.
Изложенное означает, что организации
должны были самостоятельно внести дополнения и уточнения в принятые ими формы
бухгалтерской отчетности на 2003 год (по времени вступления в силу
вышеуказанных положений по бухгалтерскому учету) или могут воспользоваться
образцами форм, содержащимися в Приказе Минфина России от 22 июля 2003 N 67н.
Запрещать использовать новые образцы форм бухгалтерской отчетности для
формирования промежуточной бухгалтерской отчетности оснований не имеется.
В отношении показателей о чрезвычайных
доходах и расходах, подлежащих отражению в Отчете о прибылях и убытках,
организациям при принятии своих форм следует руководствоваться ПБУ 9/99 и ПБУ
10/99, в которых определено, что указанные данные раскрываются в отчете в случае
их возникновения. Поэтому организации должны самостоятельно решать вопрос о
включении в Отчет о прибылях и убытках этих
показателей.
По вопросу порядка представления
организациями в установленные адреса бухгалтерской отчетности, то исходя из
содержания статьи 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
организация должна представлять бухгалтерскую отчетность в составе форм,
разработанных и принятых ею. Представление бухгалтерской отчетности по
рекомендованным образцам свидетельствует о неполном выполнении организациями
требований нормативных документов по бухгалтерскому учету. Представление
бухгалтерской отчетности может по решению организации (см. п. 6 ст. 13
Федерального закона "О бухгалтерском учете") осуществляться на
бумажном носителе или в электронном виде. Право пользователей (включая
налоговые органы) бухгалтерской отчетности требовать от организации ее
представления в электронном виде федеральным законом не определено. Организация
вправе также определять технический способ заполнения форм бухгалтерской
отчетности (заполнение от руки или с помощью печатающих средств, составление
электронной версии форм бухгалтерской отчетности). Бухгалтерская отчетность
представляется в сброшюрованном виде или в отдельной папке.
Руководитель
Департамента методологии
бухгалтерского учета и отчетности
А.С.БАКАЕВ