МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 января 2004 г. N 16-00-14/7
Департаментом методологии бухгалтерского
учета и отчетности по вопросу применения негосударственными пенсионными фондами
Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на
прибыль" ПБУ 18/02 сообщается следующее.
Действие ПБУ 18/02 распространяется на
организации (как коммерческие, так и некоммерческие), признаваемые в
установленном законодательством Российской Федерации порядке
налогоплательщиками налога на прибыль (исключения перечислены в тексте
Положения).
В бухгалтерском учете финансовый
результат, полученный от размещения пенсионных резервов, формируется на счете
по учету прочих доходов и расходов с последующим отнесением на счет прибылей и
убытков и дальнейшим распределением в соответствии с Федеральным законом
"О негосударственных пенсионных фондах" от 07.05.98 N 75-ФЗ.
Таким образом, доходы и расходы от
размещения пенсионных резервов, аналогично доходам и расходам от использования
имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности, формирует
финансовый результат деятельности НПФ в целом.
В соответствии с Главой 25 НК РФ
организация обязана исчислять текущий налог на прибыль (текущий налоговый
убыток) в том числе исходя из доходов (расходов), связанных с размещением
пенсионных резервов. То, что НПФ, как и другие некоммерческие
организации, не имеет права на свободное использование полученной прибыли, а
распределяет полученные доходы (финансовый результат) в соответствии с
федеральным законом, не освобождает его от необходимости начисления и отражения
в бухгалтерском учете налога на прибыль на разницу между доходами и расходами,
в том числе полученными в результате размещения пенсионных резервов. Это
не противоречит Федеральному закону "О негосударственных пенсионных
фондах" от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ (ст. 27).
Разница между
доходами от размещения пенсионных резервов, признаваемыми в бухгалтерском
учете, и величиной дохода, исчисляемой для целей налогообложения (в сумме
дохода, рассчитанного исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ и суммы
размещенного резерва, с учетом времени фактического размещения при условии
размещения указанных средств по пенсионным счетам), в соответствии с ПБУ 18/02
рассматривается как постоянная разница между налогооблагаемой и бухгалтерской
прибылью. На основании указанной разницы
организация должна признать в бухгалтерском учете и раскрыть в бухгалтерской
отчетности постоянный налоговый актив.
Нормативными документами по
бухгалтерскому учету не предусмотрено обязательного отражения и расчета временных и постоянных разниц по каждой ценной
бумаге.
Большая трудоемкость при реализации ПБУ
18/02, по нашему мнению, вызвана несовершенством исчисления налоговой базы по
налогу на прибыль, полученную при использовании имущества, в которое размещены
пенсионные резервы.
Принимая во внимание вышеизложенное, не
видим основания для неприменения негосударственными пенсионными фондами ПБУ
18/02 в части деятельности по размещению средств пенсионных резервов.
Обращаем внимание на то, что ссылка на
письмо Минфина России от 14 июля 2003 г. N 16-00-14/220 не является аргументом
для обоснования отказа от применения норм ПБУ 18/02. Письма Департамента
методологии бухгалтерского учета и отчетности за N 16-00-Х относятся к
переписке с организациями по различным вопросам бухгалтерского учета и не
являются нормативными документами, регулирующими бухгалтерский учет
(разъяснения по этому вопросу помещены в Финансовой газете N 40 за октябрь 2003
г.).
Руководитель Департамента
А.С.БАКАЕВ