МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 февраля 2004 г. N 16-00-10/3
Министерством
финансов Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве
финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 273, а также в соответствии с
Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными
стандартами финансовой отчетности, утвержденной Постановлением Правительства
Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 283, было разработано и утверждено
Положение по бухгалтерскому учету
"Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина
России от 6 июля 1999 г. N 43н). Положение разработано в полном соответствии с
Федеральным законом "О бухгалтерском учете", третья глава которого
посвящена вопросам состава, периода и порядка представления и публичности
бухгалтерской отчетности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15
Закона определены адреса представления организацией бухгалтерской отчетности, исходя из которого организации представляют бухгалтерскую
отчетность в территориальные органы статистики по месту их регистрации. При
этом каких-либо особых требований к составу бухгалтерской отчетности, срокам и
порядку ее представления в территориальные органы статистики Законом не
определено.
В соответствии с нормативными документами
по бухгалтерскому учету существует дифференцированный подход к формированию
разными типами организаций объема информации, предоставляемой в составе
бухгалтерской отчетности. Это означает, что, например, субъекты малого
предпринимательства и некоммерческие организации при отсутствии соответствующих
данных в состав бухгалтерской отчетности могут не включать Отчет об изменениях
капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к Бухгалтерскому
балансу. Коммерческими организациями, не являющимися крупными, предполагается к
раскрытию объем отчетной информации применительно к образцам форм бухгалтерской
отчетности, которые разрабатываются Минфином России. Коммерческие
организации, являющиеся крупными организациями, имеющими несколько видов
деятельности, используют разработанные Минфином России образцы форм
бухгалтерской отчетности при разработке и принятии своих форм бухгалтерской отчетности,
в состав которой при этом могут быть включены формы сверх рекомендованных
образцов форм. Это вызвано тем, что общие требования к
бухгалтерской отчетности, определенные в нормативных документах по
бухгалтерскому учету (достоверности и полноты, существенности, нейтральности,
последовательности, сопоставимости и др.), приводят к необходимости увеличения
объема раскрываемой в бухгалтерской отчетности информации указанными
организациями и принятию большего количества отчетных показателей, а также форм,
включаемых в состав бухгалтерской отчетности.
При этом большая часть информации должна
раскрываться не в отчетных формах, а в пояснительной записке. Это касается и
показателей по сегментам (видам деятельности).
Учитывая содержание статьи 13
Федерального закона "О бухгалтерском учете", организация должна
представлять в установленные адреса бухгалтерскую отчетность в составе форм,
разработанных и принятых ею. Представление бухгалтерской отчетности по
рекомендованным образцам свидетельствует о неполном выполнении организациями
требований нормативных документов по бухгалтерскому учету. Представление
бухгалтерской отчетности может по решению организации (см. п. 6 ст. 13
Федерального закона "О бухгалтерском учете") осуществляться на
бумажном носителе или в электронном виде. Право пользователей (включая органы
статистики) бухгалтерской отчетности требовать от организации ее представления
в электронном виде федеральным законом не определено. Организация вправе также
определять технический способ заполнения форм бухгалтерской отчетности
(заполнение от руки или с помощью печатающих средств, составление электронной
версии форм бухгалтерской отчетности). Бухгалтерская отчетность представляется
в сброшюрованном виде или в отдельной папке.
Обращается внимание
на то, что в Приказе Госкомстата России и Минфина России от 14 ноября 2003 г. N
475/102н "О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности
организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной
статистики" указывается, что коды показателей бухгалтерской отчетности
должны быть проставлены организацией в формах бухгалтерской отчетности в
соответствии с указанным Приказом в случае включения организацией в формы бухгалтерской отчетности при их разработке и принятии
сформированных в бухгалтерском учете показателей, данные по которым подлежат
обработке в органах государственной статистики.
Одновременно следует отметить, что
имеющие место случаи, когда налоговые органы отказывают в принятии
бухгалтерской отчетности организации в связи с отсутствием отметки
территориального органа статистики ("штампа") о представлении ему
бухгалтерской отчетности, не соответствуют требованиям законодательства.
Руководитель Департамента
методологии бухгалтерского учета
и отчетности
А.С.БАКАЕВ