ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 20 октября 2004 г. N 21-3-05/449
О ЗЕМЕЛЬНОМ НАЛОГЕ
Управление ресурсных и имущественных
налогов по вопросу уплаты земельного налога сообщает следующее.
1. Согласно статье 3 Закона Российской
Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" ставки земельного
налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли
условий хозяйствования.
В Приложении N 2 (таблица 1) к Закону
средние ставки земельного налога в городах и других населенных пунктах
приведены в условиях 1994 года. В сноске <*> к Приложению N 2 (таблица 1)
к Закону указано, что средние ставки земельного налога в городах и других
населенных пунктах, приведенные в таблице 1, в 1994 году применяются с
коэффициентом 50.
Начиная с 1992 года постановлениями
Правительства Российской Федерации, а в дальнейшем федеральными законами о
федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и об индексации ставок
земельного налога практически ежегодно индексировались ставки земельного налога
на очередной календарный год.
Из положений статьи 21 Закона Российской
Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской
Федерации" следует, что земельный налог относится к местным налогам,
которые устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и
взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога
определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации
или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной
области, автономных округов, районов, городов и иных
административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено
законодательным актом Российской Федерации.
Поэтому положения федеральных законов об
индексации ставок налога являются положениями, принятыми федеральным
законодателем в рамках своих полномочий по определению налоговой ставки на
соответствующий год, а не по определению порядка исчисления налога.
В 2000 - 2002 годах
индексация ставок земельного налога проводилась на основании Федерального
закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год"
(коэффициент 1,2), Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2002 год" или Федерального закона от 14.12.2001 N
163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" (коэффициент 2). При этом установлено, что коэффициенты применяются к ставкам налога,
действовавшим в предшествующем году.
Перерасчет ставок земельного налога,
установленных Законом Российской Федерации "О плате за землю", с
учетом их индексации в соответствии с федеральными законами о федеральном
бюджете на соответствующий финансовый год должен производиться к ставкам,
применяемым в предшествующем году, т.е. в 2002 году ставка земельного налога
составит: Сзн2002 = Сзн2001 x К2002, где Сзн2001 = Сзн2000 х К2001 и т.д.
Именно такой порядок расчета налоговой ставки на соответствующий финансовый год
установлен федеральным законодателем. Указанное
подтверждается пояснительными записками и расчетами закрепленных в законе о
федеральном бюджете цифр, являющихся неотъемлемой частью федерального бюджета
на соответствующий финансовый год.
Подобная позиция поддержана Верховным
Судом Российской Федерации (решение от 20.01.2004 N ГКПИ03-1422). Данное решение вынесено по гражданскому делу по заявлению Калинина
А.В. о признании незаконным пункта 16 Инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56
"По применению Закона Российской Федерации "О плате за землю",
утвержденной Приказом МНС России от 06.03.2000 N АП-3-04/90, и пункта 7
изменений и дополнений N 2 в Инструкцию, утвержденных Приказом МНС России от
12.04.2002 N БГ-3-21/197, в соответствии с
которым последовательное применение в соответствующих годах коэффициентов
индексации по земельному налогу признано Верховным Судом Российской Федерации
правомерным.
Кроме того, в
Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
23.03.2004 N 5063/03 указывается, что формулировка законов (федеральных законов
о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и об индексации ставок
земельного налога) позволяет сделать вывод о том, что под ставкой земельного
налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный
налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные
коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом
о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в
бюджет.
2. По вопросу
применения пунктов 4, 10 и 15 статьи 12 Закона Российской Федерации "О
плате за землю", которыми от уплаты земельного налога полностью
освобождаются, в частности, учреждения искусства, кинематографии, образования,
здравоохранения, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за
счет средств профсоюзов, детские оздоровительные учреждения независимо от
источника финансирования, учреждения культуры, физической культуры и спорта,
туризма, спортивно-оздоровительной направленности независимо от
источника финансирования, санаторно-курортные и оздоровительные учреждения,
находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной
собственности, следует иметь в виду.
Статьей 120 Гражданского кодекса
Российской Федерации установлено, что учреждением признается организация, созданная
собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных
функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.
Однако в соответствии с Постановлением
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.04.2004 N
14771/03 используемые в Законе Российской Федерации "О плате за
землю" понятия должны оцениваться с учетом того, что Закон принимался до принятия как Налогового кодекса Российской Федерации, так и
Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно содержанию
указанной нормы Закона Российской Федерации "О плате за землю"
основанием для применения льготы является использование земельного участка в
определенных целях, например, для организации мероприятий
спортивно-оздоровительной направленности, то есть данная льгота предоставляется
Законом Российской Федерации "О плате за землю" с целью развития
спортивно-оздоровительных заведений вне зависимости от их
организационно-правовой формы.
Таким образом,
льгота, установленная пунктами 4, 10 и 15 статьи 12 Закона Российской Федерации
"О плате за землю", может быть распространена не только на
учреждения, но и на организации любых форм собственности, осуществляющие
деятельность в сфере культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной
направленности и других сферах деятельности, указанных в данных пунктах Закона,
а также их филиалы и обособленные подразделения в отношении земельных участков под указанными объектами.
И.о.
начальника Управления
государственный советник
налоговой службы
Российской Федерации
1 ранга
А.С.ФЕДОРОВ