ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 1 ноября 2004 г. N 03-1-09/2248/16
О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НДС
Управление косвенных налогов Федеральной
налоговой службы по вопросу применения налоговых вычетов сообщает следующее.
Порядок применения налоговых вычетов
установлен статьями 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 171
Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную
в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 Кодекса
налоговые вычеты.
Согласно пункту 2
статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы налога, предъявленные
налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на
территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе
товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах
выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной
территории в отношении:
товаров (работ, услуг), приобретаемых для
осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с
главой 21 Кодекса, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170
Кодекса;
товаров (работ, услуг), приобретаемых для
перепродажи.
Необходимо учитывать, что согласно пункту
1 статьи 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса,
производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при
приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих
фактическую уплату суммы налога на добавленную стоимость, после принятия на
учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных
документов.
Таким образом, только при выполнении
вышеперечисленных условий налогоплательщик вправе в соответствующем налоговом
периоде принять к вычету суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные им
по приобретенным товарам (работам, услугам). При этом законодательство не
связывает право применения налоговых вычетов по приобретенным товарам (работам,
услугам) с непосредственной реализацией этих товаров (работ, услуг) в
соответствующем налоговом периоде.
Однако, как установлено пунктом 1 статьи
171 и пунктом 2 статьи 173 Кодекса, при исчислении суммы налога, подлежащей
уплате в бюджет, налогоплательщик вправе уменьшить итоговую сумму налога на
добавленную стоимость, исчисленную по операциям, признаваемым объектом
налогообложения, на сумму налоговых вычетов.
Таким образом, из вышеуказанных положений
следует, что только сумма налога, исчисленная в соответствии со статьей 166
Кодекса к уплате в бюджет, может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов.
Согласно пункту 4
статьи 166 Кодекса общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового
периода применительно ко всем операциям, признаваемым объектом налогообложения
в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, дата
реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду,
с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем
налоговом периоде.
Применение налоговых вычетов при
отсутствии у налогоплательщика в соответствующем налоговом периоде суммы
налога, исчисленной к уплате в бюджет в соответствии со статьей 166 Кодекса,
законодательством не предусмотрено.
Таким образом, налогоплательщик не имеет
права в каком-либо налоговом периоде на вычет сумм налога в случае отсутствия у
налогоплательщика в текущем налоговом периоде операций, облагаемых налогом на
добавленную стоимость, и (или) поступлений денежных средств, увеличивающих
налоговую базу, и соответственно сумм налога, исчисленных с таких операций.
Что касается арбитражной практики по
данному вопросу, то решение арбитражного суда выносится персонально по каждому
налогоплательщику с учетом конкретных обстоятельств дела и не может
распространяться на других налогоплательщиков.
Начальник Управления
косвенных налогов - советник
налоговой службы РФ II ранга
Н.С.ЧАМКИНА